Как Уполномоченный по правам человека в Самарской области я разделяю обеспокоенность жителей региона в связи с нарушениями прав людей, допускаемых сотрудниками правоохранительных органов.

ЗАЯВЛЕНИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СКУПОВОЙ И.А.

В СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННЫМ ПРОТЕСТОМ

ПРОТИВ НАРУШЕНИЙ ПРАВ ГРАЖДАН

СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

10 июня 2010 г.

Как Уполномоченный по правам человека в Самарской области я разделяю обеспокоенность жителей региона в связи с нарушениями прав людей, допускаемых сотрудниками правоохранительных органов.

Парадоксальной особенностью правоотношений силовых структур и населения в 2009 году стало то, что, несмотря на критические оценки высшего руководства и волну общественного недовольства деятельностью органов внутренних дел, несмотря на заявленные реформы, качественных изменений к лучшему пока не происходит. Как не происходит и качественного осознания ценности прав личности в системе уголовной юстиции. Об этом говорит и рост количества обращений в аппарат Уполномоченного в 2009 году – 407, что составляет 11,52% от общего количества обращений (по сравнению с 2008 годом – 315, что составляло 9,15% от общего количества обращений).

Проблема заключается в том, что система, «заточенная» на отчетные показатели раскрываемости преступлений, истребуемые вышестоящим руководством, с трудом реагирует на внешние факторы, от которых не зависят ни карьерный рост, ни денежное содержание, в том числе – на общественную критику, на призывы руководства страны к качественным, а не структурным преобразованиям.

На сегодня самым важным для общества и самым непонятным для правоприменителей является жанр внятного и аргументированного диалога по вопросам, связанным с соблюдением прав человека и достоинства личности как в условиях привлечения к уголовной или административной ответственности, так и при исполнении профессиональных обязанностей милиционерами, следователями и прокурорами. На понимании этого правоохранительным ведомствам необходимо строить взаимодействие с гражданами, общественными институтами и с Уполномоченным по правам человека, а не на основе сакрализации «следственных тайн», благодаря которой практически на вполне убедительные доводы люди получают стандартные ответы: «нарушения не подтвердились» и «оснований для принятия мер реагирования не усматривается».

У всех есть понимание, что заявители могут преднамеренно вводить в заблуждение или искренне заблуждаться относительно правомерности поступков, необъективно оценивать собственное противоправное поведение. Однако есть и системные проблемы в правоохранительной деятельности, по поводу которых ни Уполномоченный, ни правоохранительные органы не имеют права не обозначить своей позиции:

— некачественные проверки информации о фактах причинения насилия как подозреваемым, так и по отношению к гражданам, находящимся вне уголовного преследования;

— непризнаваемость фактов незаконных методов ведения допросов и иных следственных действий;

— многократных и безрезультатные дополнительные проверки по уголовным делам, по итогам которых содержание постановлений копируется с точностью до запятой, что порождает многочисленные вопросы граждан, в чем же заключались эти проверки и проводились ли они вообще;

— игнорирование информации и доводов заявителей и излагаемых ими фактов.

Нельзя сказать, что должностные преступления отрицаются вообще. В отношении сотрудников органов внутренних дел по Самарской области в 2009 году возбуждено 42 уголовных дела по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), расследовано и направлено в суд 28 уголовных дел. По ст. 290 УК РФ (взятка) возбуждено 27 уголовных дел. К дисциплинарной ответственности привлечено 667 сотрудников органов внутренних дел, из них – 104 руководителя. Эти данные свидетельствуют о том, что работа по борьбе с коррупцией и служебными злоупотреблениями, нарушениями закона и дисциплины в органах внутренних дел ведется, и результаты этой работы имеются.

Однако критичным для отношений общества и силовых структур является не сами по себе нарушения, а неготовность со стороны правоохранительных органов признавать их истинный масштаб и «сдавать» конкретных виновников. Большинство проблем носят латентный характер и не признаются руководством органов до тех пор, пока очередная критическая ситуация не становится достоянием общественности.

Особыми проблемами сегодня являются соотношение мер по обеспечению общественной безопасности и защиты личных прав со стороны государства, в том числе соразмерность мер принуждения, применяемых правоохранителями к нарушителям общественного порядка, опасности совершенных ими деяний, а также вменение гражданам несовершенных административных или уголовных преступлений в целях, не связанных с объективной необходимостью пресечения преступных действий.

Одним из проявлений этого стала трагическая ситуация, связанная со смертью Г.П.Кутузова и необъективным ходом расследования событий, произошедших 11 марта 2010 г. с участием сотрудниц милиции, породившая протестные акции против незаконных действий силовых структур. Считаю обоснованными требования общественности по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в превышении должностных полномочий в связи с использованием спецсредств в отношении Г.П.Кутузова и критические оценки расследования обстоятельств дела с учетом предвзятости по отношению к гражданину.

Сохраняю особое мнение по вопросу о возможности возбуждения уголовного дела по ст. 286 УК РФ в отношении сотрудниц конного взвода ППС УВД по г.о. Самара, отличное от позиции следственных органов. Вместе с тем считаю нужным подчеркнуть, что принятие процессуальных решений – исключительная прерогатива органов следствия; в конечном счете, главным является результат. С учетом всех последних встреч с участием руководства прокуратуры Самарской области, СУ СК при Генеральной прокуратуре РФ по Самарской области и ГУВД по Самарской области на сегодняшний день у меня есть определенная уверенность в том, что расследование будет объективным, уголовное дело в отношении самого Кутузова будет прекращено по реабилитирующим основаниям. Предложенная правоохранителями схема процессуальных действий содержит для этого предпосылки, какое бы несогласие она не вызывала по морально-этическим соображениям.

Убедительно прошу руководство правоохранительных органов и общественность не политизировать гражданские инициативы и проявить понимание необходимости услышать доводы всех сторон, исключив проявления неуважительного отношения в данной ситуации.

Даже с учетом несовпадающих оценок по процессуальным моментам, нельзя не признать, что руководство правоохранительных органов проявляет сейчас готовность к различным формам открытости и информирования общественности. Диалог представителей правозащитных с руководителем Следственного управления по Самарской области В.В. 8 июня 2010 г. носит напряженный характер, но сам факт подробного информирования о ходе следствия заслуживает внимания. Надеюсь, что подобные формы будут иметь место и в дальнейшем.

При всей волне критики в адрес милиции нельзя не отметить, что все перечисленные выше проблемы не отменяют результатов органов МВД, следствия прокуратуры по борьбе с преступностью, по раскрытию преступлений, по созданию интеллектуальной системы региональной безопасности. Тысячи сотрудников правоохранительных органов не просто честно выполняют свои обязанности, но и проявляют незаурядные героические и душевные качества. Шестеро сотрудников милиции в прошлом году стали лауреатами акции «Благородство». Лично знаю немало сотрудников МВД, чья профессиональная деятельность в полной мере соответствует представлениям об офицерской чести и защите граждан со стороны государства.

Убеждена, что профессиональное сознание руководителей правоохранительных органов, несущих ответственность за безопасность и правопорядок, позволит реализовать меры, целесообразные в сложившейся ситуации:

1. Проведение координационного совещания руководителей правоохранительных органов Самарской области под руководством прокурора Самарской области Ю.Д.Денисова по вопросам межведомственного взаимодействия организационного и процессуального характера в связи с проблемами в реализации прав граждан в системе уголовной юстиции и доведение принятых решений до сведения общественности путем опубликования в средствах массовой информации.

2. Проведение «круглых столов» и рабочих встреч в аппарате Уполномоченного по правам человека в Самарской области по вопросам, связанным с системными нарушениями прав граждан сотрудниками правоохранительных органов с участием представителей органов прокуратуры, следственных органов, Общественной Палаты Самарской области, Палаты адвокатов Самарской области, юридической и правозащитной общественности.

3. Проведение совместных целевых, в том числе выездных на территории Самарской области приемов граждан по вопросам нарушения их прав сотрудниками правоохранительных органов руководством прокуратуры Самарской области, Следственного Управления Следственного Комитета при Генеральной прокуратуре по Самарской области, Главного Управления внутренних дел по Самарской области Уполномоченным по правам человека в Самарской области.

4. Создание экспертной группы из числа квалифицированной юридической общественности для участия в занятиях с личным составом ГУВД по Самарской области по служебной подготовке в целях разъяснения норм российского и международного права в части предупреждения пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения с гражданами.

5. Создание группы общественного контроля из числа депутатов Самарской Губернской Думы, Общественной палаты Самарской области, Общественного Совета при ГУВД по Самарской области, Самарского регионального отделения «Союза юристов России», представителей политических партий и общественных объединений с целью проведения независимого анализа ситуаций, связанных с нарушением прав граждан сотрудниками силовых структур и доведением выводов до сведения широкой общественности и руководства правоохранительных органов.

6. Создание специализированного печатного издания или электронного информресурса с целью дополнительного аккумулирования информации о нарушениях прав граждан, допускаемых сотрудниками правоохранительных органов и информирования общественности о принятых мерах по восстановлению нарушенных прав.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области,

Сопредседатель Координационного Совета

уполномоченных по правам человека в РФ и в субъектах РФ

Скупова И.А.

Сообщила пресс-служба Уполномоченного по правам человека

Самара today

*