12 июня 1914 год в Самару впервые приехал депутат Четвертой Государственной Думы А.Ф. Керенский, целью которого была вербовка местных политических деятелей в масонскую организацию.

Советская пропаганда длительное время рисовала Александра Федоровича Керенского, главу российского Временного Правительства 1917 года, как дешевого, карикатурного политика, который неожиданно для всех поднялся на самую вершину власти, но уже через несколько месяцев революционная волна выбросила его на свалку истории. Но, как оказалось, это был слишком упрощенный образ личности Керенского. На самом деле многие годы он жил двойной, если не тройной жизнью, о чем официальные историки в советские годы никогда не писали.

Мало кто знает, что в начале лета 1914 года Керенский, будучи депутатом Четвертой Государственной Думы, приехал на поезде из Санкт-Петербурга в Самару. Но никто из городских властей его на вокзале не встречал. Почему Керенский отнюдь не стремился афишировать свою тогдашнюю поездку, можно понять на основе воспоминаний известного самарского политического деятеля предреволюционного времени, члена кадетской партии Александра Ёлшина:

«В начале июня (1914 года – В.Е.) в Самару приехали А.Ф. Керенский и Н.В. Некрасов (в то время — генеральный секретарь масонской ложи «Великий Восток народов России», член кадетской партии – В.Е.). Я был у них в номере — они остановились в гостинице «Националь» на углу Саратовской и Панской… На другой день они были у меня и в разговоре пошли еще дальше — выяснилось, что речь идет о масонстве. Меня это чрезвычайно удивило, так как я полагал, что эта организация с ее ритуалами давно минувших времен уже давно не существует. Наш разговор кончился тем, что я дал согласие на вступление в масонство.

Принятие было назначено в квартире Кугушева (князь, гласный Самарской городской Думы – В.Е.)… Для меня было несомненно, что Алихан Букейханов (лидер самарской организации партии кадетов – В.Е.) также состоит в братстве, ибо он вначале играл роль посредника между мной и Керенским с Некрасовым… Он завязал мне глаза и предложил подождать в таком положении некоторое время и не снимать без него повязку.

Через некоторое время я услышал шаги вошедших людей, и затем голос Керенского заявил мне, что я нахожусь перед делегацией Верховного Совета братства масонов. Было задано мне несколько вопросов, и затем, стоя, я повторил за Керенским клятву. После этого с меня сняли повязку… Кажется, прямо оттуда мы все пошли на пароход общества «Кавказ и Меркурий», на котором Керенский и Некрасов уезжали в Саратов.

Это было 12 июня 1914 года».

В период с 1914 по 1916 годы Керенский неоднократно проездом посещал Самару, поскольку регулярно ездил в Ташкент к своему отцу Федору Михайловичу. Последний со всей семьей в 1889 году был переведен из Симбирска в этот среднеазиатский город с повышением, на должность инспектора учебных заведений. Впоследствии, окончив юридический факультет Петербургского университета и став известным адвокатом, Александр Керенский регулярно наведывался в гости к родителям. А поскольку поезд из Санкт-Петербурга в Ташкент проходил через Самару, будущий глава Временного Правительства неоднократно останавливался здесь на 2-3 дня.

Основным занятием Керенского во время его посещений Самары была вербовка новых членов в масонскую ложу «Великий Восток народов России», в правлении которой он состоял с 1912 года. Более того – в 1916 году Керенский подавляющим большинством голосов был избран вместо Некрасова генеральным секретарем этой ложи. После вступления в тайную должность он в течение всего 1916 и в начале 1917 года стремительно усиливал свое влияние в кулуарах российской политики. Именно его руководящей ролью в этой организации как раз и можно объяснить тот факт, что при формировании Временного правительства России 2 марта 1917 года Керенского сразу же выдвинули на пост министра юстиции. Уже 30 апреля он стал военным министром, а с 8 июля занял кресло главы (министра-председателя) Временного правительства. Таким образом, в 1917 году у руля власти в России стоял не кто иной, как сам генерал тайной масонской ложи. Весь этот знаменательный год проходил под знаком борьбы русских масонов и русских большевиков.

Последний раз Керенский посетил наш город 26 сентября 1916 года, когда он в качестве депутата Государственной Думы выступил в театре «Олимп» с большой речью при огромном стечении публики. О содержании речи Керенского мы сегодня можем узнать из донесения начальника Самарского губернского жандармского управления полковника М.И. Познанского в Петроград, в Департамент полиции.

«…Член Государственной Думы Александр Федорович Керенский… прочел лекцию на тему: «Итоги четвертой сессии Государственной Думы IV созыва»… «Мы, — говорил лектор, — представители крайних левых, принуждены быть или немыми свидетелями, или играть роль хора в греческих трагедиях… Если у нас было много противников тогда, то теперь их стало меньше, и те, кто считал наши предсказания утопическими, видят воочию и дороговизну, и ту дезорганизацию тыла, которые произошли в период выхода в отставку Горемыкина и премьерства Штюрмера (речь идет о последних премьер-министрах царского правительства – В.Е.). А между тем, можно было устранить то, что произошло. Нужно только обратиться к демократии и призвать к деятельности общественные организации, союзы и кооперативы, взяться более энергично за дело».

Затем, как сообщал Познанский, Керенский обрушился с жесткой критикой на финансовую и экономическую политику правительства, доведшую народ до нищеты, указал на «невозможные тиски военной цензуры, сжимающие печать», после чего и вовсе призвал к установлению в России нового, демократического общественного строя. Неудивительно, что столь крамольные речи вызвали резкое неудовольствие у представителей властей — выступление Керенского неоднократно прерывал присутствующий здесь советник Губернского правления Лисовский, призывавший его к более осторожным выражениям. На следующий день Керенский при тайном сопровождении филеров охранки отбыл из Самары в Петроград.

Что было дальше, известно всем. Во время своего пребывания у власти Временное правительство и лично Керенский допустили множество роковых ошибок, которые впоследствии и спровоцировали Октябрьский переворот 1917 года. Потерпев крах в своих планах, глава правительства эмигрировал сначала в Европу, а затем в США. Здесь он долгое время работал над мемуарами и редактировал эмигрантские газеты. Умер Керенский от рака в Нью-Йорке 11 июня 1970 года в возрасте 89 лет.

Валерий Ерофеев

Самара today

*