Этот день в истории края. Волжская Булгария
11 июня 922 года по территории нынешней Самарской области начало свое путешествие посольство багдадского халифа, направлявшееся в Волжскую Булгарию. Секретарь посольства Ахмед Ибн-Фадлан впоследствии оставил записки об этой поездке.
Во второй половине VII века в Среднем Поволжье возникли первые государства. Но еще раньше в степях Приазовья под ударами Хазарского каганата распалась Великая Болгария. Судьба отдельных племен этого тюркоязычного народа впоследствии сложилась по-разному: часть их ушла на Балканы, образовав там Дунайскую Болгарию, часть осталась на прежнем месте, под властью хазар, а еще одна группа племен ушла на территорию Среднего Поволжья. Позже волжские болгары стали называться булгарами. Здесь, смешавшись с местными племенами, они образовали ряд княжеств, почти полностью перейдя на оседлый образ жизни.
Власть Хазарского каганата булгары перестали ощущать на себе лишь после того, как в 964-965 годах киевский князь Святослав Игоревич предпринял военный поход против этого разбойничьего государства. Потерпев сокрушительное поражение от русского оружия, Хазарский каганат вскоре распался на ряд мелких племенных образований и быстро исчез с карты Восточной Европы. После этого Волжская Булгария получила возможность быстро развиваться. В лучшие свои годы она простиралась на севере — до Камы, на юге — до реки Самары и Самарской Луки, на западе — до Суры и Оки, и на востоке — до реки Белой.
Наиболее подробное и богатое фактами описание Волжской Булгарии мы сейчас можем найти в записках секретаря багдадского посольства Ахмеда Ибн-Фадлана, который посетил территорию Среднего Поволжья в 922-923 годах. Причина его визита в наш край объяснялась просто. Булгарский царь Альмас, начиная с 921 года, стал объединять разрозненные княжества в единое государство, но вскоре понял, что для усиления своей власти ему необходима поддержка авторитетной религии. В те времена булгары, будучи тюркоязычной нацией, все еще оставались язычниками. Поэтому Альмас направил своего посла в Багдад, чтобы тамошние правители помогли ему ввести в Волжской Булгарии ислам, как наиболее распространенную и авторитетную среди тюркоязычных народов религию.
Вот так в 922 году на Среднюю Волгу прибыло посольство багдадского халифа во главе с Ахмедом Ибн-Фадланом, который в то время считался одним из наиболее просвещенных людей своего государства. Поскольку в своем пути арабский ученый старался не пропускать ничего интересного, а затем изложить все увиденное на бумаге, ныне его подробные записки помогают нам проследить весь путь посольства по степям Самарского Заволжья. Именно поэтому Ибн-Фадлан стал первооткрывателем целого ряда географических объектов Среднего Поволжья. Согласно датировке, свой путь по территории современной Самарской области багдадское посольство начало 11 июня 922 года.
В записках Ибн-Фадлана об этом можно прочитать следующее: «Потом мы… сделали остановку у реки Джайх, а это самая большая река, которую мы видели… Потом мы… переправились через реку Джаха, потом после нее через реку Ирхиз, потом через Бачаг, потом через реку Самур, потом через Кинал, потом через реку Сух, потом через реку Кюнджюлю, и попали в страну народа из тюрок, называемого башкиры».
Для записок из Х века это очень точное и подробное описание. В самом деле, если ехать в направлении с юга на север через степи Заволжья по территории нашего края, то мы пересечем те же самые реки — у Ибн-Фадлана даже их названия созвучны с современными. Сравните: Джайх — Яик (Урал), Джаха — Чаган (приток Урала), Ирхиз — Иргиз, Бачаг — Моча (Чапаевка), Самур — Самара, Кинал — Кинель, Сух — Сок, Кюнджюлю — Кондурча. Здесь стоит повторить, что через реку Ирхиз, которая сейчас протекает в том числе и по территории Самарской области, посольство переправилось 11 июня 922 года.
Возможно, если бы Ибн-Фадлан из Багдада в Булгарию следовал не сушей на лошадях, а плыл бы на паруснике по Волге, то в его описании оказались бы отмечены и Жигули, и Самарская Лука. Однако волжская излучина осталась в стороне от его пути.
В начале июля того же года багдадское посольство прибыло в Булгарию и осталось здесь более чем на 11 месяцев. В обратный путь оно отправилось только после того, как в столице государства городе Булгаре исламские священники совершили все необходимые религиозные обряды и дали указания по строительству мечетей. Летом 923 года посольство выехало обратно в Багдад, но в этот раз оно выбрало дорогу восточнее нашего края — через территорию современного Башкортостана и Оренбургской области.
Валерий Ерофеев
*