Этот день в истории Самары. Светлейший князь Горчаков
4 июня 1798 года родился Александр Михайлович Горчаков, князь, дипломат, почетный гражданин города Самара.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин посвятил этому человеку несколько своих стихов, как он их посвящал почти всем своим товарищам по Царскосельскому лицею. Светлейший князь и блестящий дипломат Александр Михайлович Горчаков был другом и сокурсником Пушкина, но, в отличие от последнего, после окончания лицея поступил на службу в Министерство иностранных дел, и в последующие годы немало в этом преуспел.
Горчаков стал одним из первых почетных граждан Самары, хотя он не только здесь не родился, но за всю свою жизнь ни единого раза не был в нашем городе. Более того: во благо Самары никакими делами он никогда не был отмечен. Однако в конце столетия волею самарских властей все же нашлись некоторые незримые нити, связывающие светлейшего князя с нашим городом, и Горчаков в итоге получил это почетное звание, хотя к нему никогда не стремился.
Он родился в семье потомственных дворян в городе Гапсаль (ныне Хаапсалу, Эстония). Как уже говорилось, родители отдали мальчика для обучения в Царскосельский лицей, который Александр окончил в 1817 году с золотой медалью. Это позволило выпускнику сразу же получить чин титулярного советника, что соответствовало армейскому званию капитана. После двух лет службы в Министерстве иностранных дел Горчаков был произведен в камер-юнкеры Высочайшего двора. С 1820 по 1822 годы он состоял адъютантом при министре иностранных дел графе Карле Нессельроде, когда тот участвовал в международных конгрессах в Топпау, Лайбахе, Вероне, а затем работал секретарем российского посольства в Лондоне, Риме, Берлине и Вене.
И в дальнейшем карьера Горчакова складывалась на зависть успешно. В 1838 году он дослужился до чина действительного статского советника (соответствует званию генерал-майора). В 1841 году Александра Михайловича по личному распоряжению государя направили в Штутгарт, где ему предстояло устроить брак великой княжны Ольги Николаевны с наследным принцем Вюртембергским. Бракосочетание прошло успешно, и Горчаков на двенадцать лет остался в этом германском герцогстве в должности чрезвычайного посланника. Здесь он близко сошелся с Отто Бисмарком, установив с ним прекрасные отношения. Неспроста в Европе отмечали, что над политической жизнью Германии в то время явно господствовало русское влияние.
Трудные времена для российской дипломатии настали с началом Крымской войны, в которой против нашей страны действовали Англия, Франция, Турция и еще ряд государств. Весной 1855 года Горчакова направили в Австрию, поскольку она тоже готовилась объявить войну России. Но благодаря дипломатическому искусству Александра Михайловича австрийцы так и остались нейтральной стороной в этой войне.
Поражение России в Крыму тяжело сказалось на всем отечественном дипломатическом корпусе. Сначала были вынуждены уйти со своих постов руководители ряда важных департаментов, а затем император Александр II, в это время только что взошедший на престол, принял отставку и у самого министра иностранных дел графа Карла Нессельроде. На его место высочайшим указом был назначен Александр Михайлович Горчаков, который затем исполнял эту должность более четверти века, до самой своей кончины. В 1867 году он получил чин государственного канцлера, то есть чиновника первого (высшего) класса по табели о рангах. За всю историю Российской империи этот чин носили всего лишь несколько человек.
Свою главную задачу на посту министра иностранных дел Горчаков видел в снятии с России ограничений, которые на нее были наложены после поражения в Крымской войне в соответствии с Парижским трактатом. Главе дипломатического ведомства это в итоге удалось сделать к 1871 году. Тогда наша страна вернула себе часть территорий, до этого отошедших к Турции, а также снова получила право иметь военный флот на Черном море.
Но еще раньше, осенью 1862 года, произошло очередное обострение отношений России с Англией, Францией и Австрией, которые выступили за ограничение права России управлять той частью территории Польши, которые отошли к нам после раздела этого государства в 1795 году. На фоне участившихся выступлений поляков против царского режима конфликт грозил перерасти в новую войну. И опять лишь благодаря вмешательству Горчакова России удалось погасить напряженность в этой части Европы.
В 1877 году в Европе почти повторилась ситуация Крымской войны, с той лишь разницей, что боевые действия с Россией пока начала только Турция. Прочие европейские страны выжидали, на чьей стороне будет перевес. Лишь благодаря вмешательству нашего дипломатического корпуса ряд государств Европы не приняли участие в этом конфликте на стороне Турции, хотя их правительства были готовы к этому.
Усилия главы российского внешнеполитического ведомства нашли поддержку и в Самаре, которая, хотя и была далеко от фронтов русско-турецкой войны, все же в 1877 году отправила в дружественную Болгарию свою делегацию во главе с гласным городской Думы П.В. Алабиным. Посланники вручили болгарскому войску Самарское знамя, которое вышили монахини Иверского монастыря. А сам Алабин после освобождения Софии от турецкого правления даже некоторое время исполнял должность софийского губернатора.
После триумфального возвращения самарцев с театра военных действий в городе началась кампания солидарности с болгарским народом, во время которой много говорилась об успехах российской дипломатии в преддверии русско-турецкой войны, и в первую очередь лично графа Горчакова, который не дал Европе снова обрушиться на Россию. И когда на очередном заседании Самарской Думы в апреле 1880 года городской голова М.И. Назаров сообщил, что скоро исполняется ровно 25 лет с момента назначения графа на пост министра иностранных дел, гласные Думы единодушно приняли обращение, в котором говорилось следующее: «Почтительнейше просить Светлого Князя юбилятора осчастливить г. Самару принятием на себя звания Почетного ея Гражданина и прислать свой автограф».
Горчаков ответил Думе в том же месяце, направив в Самару такое письмо: «Весьма тронут дружественными словами, и принимаю с благодарностью звание Почетного Гражданина. Прошу Всемилостивейшего на то соизволения Государя Императора. Прилагаю автограф, который вы пожелали иметь».
Император Александр II согласился с решением Самарской Думы, о чем подписал соответствующий указ 7 июня 1880 года. После этого у известного в то время художника Н.Е. Симакова был заказан портрет Почетного Гражданина Самары А.М. Горчакова для размещения его в здании Думы. Такой портрет живописцем вскоре был выполнен и вручен городским властям в золоченой раме 22 января 1882 года.
Александр Михайлович Горчаков скончался 27 февраля 1883 года в Германии, в городе Баден-Баден. Похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Троице-Сергиевой Приморской пустыни.
Валерий Ерофеев
*