3 июня 1936 года на буровой № 8 в Сызранском районе была получена первая промышленная нефть Самарской области.

В самом первом номере петровской газеты «Ведомости» за январь 1703 года была помещена вот такая любопытная заметка: «Из Казани пишут. На реке Сок нашли много нефти и медной руды…». Далее корреспондент отмечает, что от находок этих «чают быть немалую прибыль московскому государству».

О том, что Поволжье обладает запасами нефти, русские ученые догадывались давно. Еще М.В.Ломоносов намеревался приступить к изучению природных ресурсов этого края. Но поисковую экспедицию отправили только после его смерти, в 1768 году. Ее возглавил академик Иван Иванович Лепехин. В своих записках он упоминает и самарский Яблоневый Овраг, где впоследствии была найдена первая девонская нефть. Лепехин обнаружил здесь «твердую горную смолу — возгораемое вещество. Пользу сего земного дара описывать лишнее будет дело». Лепехин описал также поверхностные выходы нефти в других районах Поволжья. Он называл их «жидкой материей, которую окольные мордва и чуваши пьют от живота и чувствуют от нее в животных скорбях облегчение».

Нефтепроявления близ Сызрани, у сел Якушкино, Семейкино, Михайловка описал в своих трудах также академик П.С.Паллас, побывавший в этих местах со своей экспедицией. Он тоже упоминает об использовании местным населением нефти как лекарства и смазочного материала. Другого применения «жидкой материи» в те времена просто не знали.

Однако после того как из нефти стали получать «осветительное масло» — керосин — во всем мире начались усиленные поиски сырья. Российский Корпус горных инженеров отрядил в район Средней Волги геолога Г.Д.Романовского. Он назвал наиболее вероятные места залежей нефти. По его следам самарский помещик Н.Я.Малакиенко немедленно пробурил несколько скважин близ села Камышла. Но поскольку их глубина не превышала 100 метров, результаты бурения ничего не дали, и помещик разорился.

Еще одна попытка найти под Самарой нефть была предпринята в 1865 году. Горное ведомство пробурило две скважины: одну на глубину 212 метров у подножия Царева кургана, другую у села Батраки, пройдя здесь 416 метров. Нефть здесь все-таки обнаружили, но в ничтожном количестве.

За ходом геологических поисков на Волге пристально наблюдали иностранцы. В начале прошлого века американский промышленник Шандер получил разрешение на разведку нефти под Самарой. Он пробурил несколько скважин на левом берегу Волги и у реки Сок, но тоже не нашел ничего путного. В 1913-1914 годах безуспешно искали нефть в нашей губернии английское акционерное общество «Казан ойл филус» и известная фирма «Нобель».

Летом 1918 года Ленин дал поручение известному русскому геологу И.М.Губкину начать поиск новых источников топлива. Проведя тщательное обследование нефтеносных проявлений Приуралья и Поволжья, Губкин разработал собственную теорию происхождения нефти и условий формирования ее залежей. Согласно этой теории в 1931 году были заложены поисковые скважины в Яблоневом овраге, у реки Сок и под Сызранью. 5 февраля 1934 года на Яблоновской структуре бригада бурового мастера А.Т.Шубина с глубины 1172 метра получила первые 100 литров волжской нефти. Буровая № 8 в Сызранском районе, строительство которой началось в 1934 году, от соседних вышек ничем особенным не отличалась. Однако именно ей суждено было войти в историю нашего края. Здесь, после десяти с половиной месяцев бурения, 3 июня 1936 года и была получена первая промышленная нефть Самарской области.

В тот день бригада буровиков во главе с мастером А.А. Аванесовым на глубине 683,7 метра вскрыла нефтеносный горизонт в отложениях карбона. Когда был определен суточный дебит скважины, то оказалось, что из нее за двадцать четыре часа можно было получить не десятки килограммов «черного золота», как это до сих пор было на многих других скважинах, а целых полторы тонны. Но и эта цифра через год уже казалась смехотворно малой. Там же, в Сызранском районе, в ноябре 1937 года из скважины № 10 пошла нефть с дебитом 60 тонн в сутки. Для обустройства новых месторождений был создан трест «Сызраньнефть».

В 1938 году, когда успехи волжских нефтяников стали более чем очевидными, было принято решение о строительстве в Сызрани нефтеперерабатывающего завода (в то время – завод № 1001). Для обеспечения стройки рабочей силой (заключенными) был организован отдельный лагерный пункт № 7 (ОЛП-7) управления НКВД по Куйбышевской области. В строй действующих это предприятие вошло 16 октября 1942 года, в самый напряженный период Сталинградской битвы.

В годы Великой Отечественной войны самарская нефть снабжала горючим Красную Армию. Добыча ее выросла с 208 тысяч тонн в 1940 году до миллиона с лишним тонн к концу войны. Таких высот помогла достичь найденная в 1944 году в Яблоневом Овраге первая в стране девонская нефть.

В 1945 году нефтедобывающие управления области вошли в состав объединения «Куйбышевнефть». В лучшие времена оно давало стране более 35 миллионов тонн нефти в год. Но в 1976 году в связи с истощением месторождений начался спад добычи. В 1994 году было извлечено всего 8 миллионов тонн углеводородного сырья. Однако в последние годы благодаря геологоразведке нефтедобывающая отрасль края стала возрождаться. Сегодня нет сомнения в том, что наши потомки еще долго будут пользоваться богатством недр самарской земли.

Валерий Ерофеев

Самара today

*