8 июня 1909 года в Самару прибыла правительственная комиссия, которой предстояло выработать меры по санитарному оздоровлению города. В ее составе были профессора Г.В.Хлопин (председатель), И.К.Чижов и П.М.Гришкович-Трахимовский от Министерства финансов. В течение недели комиссия побывала в разных частях города, на сооружениях водопровода и нашла санитарное состояние неудовлетворительным.

Выгребные ямы в частных владениях не дезинфицируются, не всегда вовремя опорожняются. Это приводит во время дождей к попаданию нечистот на улицы, которые не имеют водостоков. Многие жители пьют воду, привезенную из рек Самары и Волги.

Вместе с Самарским губернатором В.В. Якуниным, городским головой Д.К. Мясниковым члены комиссии наметили возможные меры, способные предотвратить возникновение эпидемии холеры. Они, в общем-то, сводились к необходимости устройства канализации, расширении сети водопровода, устройства колодцев. А свободных денег в городской казне давно нет. В годы войны с Японией на возведение казарм и лазарета потрачено более 300 тысяч рублей.

Комиссия указала на источники средств, необходимых для реализации мер по оздоровлению города: установление налога за зимовку судов в затонах, попудного сбора с грузооборота самарских пристаней. Но введение новых налогов было возможно только с разрешения правительства, на что требовалось время. Реальной же мерой, направленной на улучшение санитарного состояния города, могло стать только устройство канализации, которую финансировал А.Ф.Вакано. Комиссия признала ее желательной и 14 июня присутствовала на молебне, который отслужили перед началом работ по прокладке первых линий канализации.

Единственным человеком, который категорически отвергал устройство канализации на средства А.Ф.Вакано по проекту германского инженера Линдлея, был гласный Самарской городской думы М.Д.Челышев. И когда в августе они думали, как получить кредит на предупреждение и прекращение холеры, Михаил Дмитриевич, верный себе, потребовал «…возбудить ходатайство о закрытии винных и пивных лавок в городе на время борьбы с эпидемией». Видимо, он считал такую меру самой эффективной против холеры.

Самара today

*