Этот день в истории края. Мост раздора
июня 1885 года между губернским по городским делам присутствием и Самарской городской думой возник конфликт из-за моста через реку Самару, для разрешения которого потребовалось вмешательство Правительствующего Сената.
Когда-то этот плашкоутный мост принадлежал городу, но однажды все расходы по его содержанию взяло на себя губернское земство. Летом 1884 года оно устроило гавань на берегу реки для постановки моста на зиму. Городская дума сочла, что земство без ее ведома заняло береговую полосу земли, плохо содержит мост и подъездные пути к нему, что вредит всей хлебной торговле. Уральские казаки уже грозят везти хлеб не в Самару, а в Бузулук или Балаково.
Дума потребовала отменить плату за пользование мостом, освободить место, занятое под гавань. Земство же сочло левую часть берега реки своим. Возник конфликт, который продолжался несколько месяцев. Вовлеченными в него оказались и губернские власти. 3 июня дело рассматривает губернское по городским делам присутствие и абсолютным большинством голосов признает содержание моста и перевоза через реку Самара городской повинностью.
Гласные самарской думы нашли, что такое «…решение присутствия неприемлемо» и поручили городскому голове П.В. Алабину обжаловать его в Правительствующем Сенате, что он и сделал.
Столица ответила, что мост до 1869 года находился в ведении городского общественного управления. По ходатайству города Самарское губернское земство приняло на себя расходы по его содержанию. Теперь почтовый тракт упразднен, а мост и все прочие при нем сооружения служат «…главным образом для соединения двух разделенных частей города». И Сенат постановил: «…означенную жалобу Самарского городского головы оставить без последствий» и считать дальнейшее содержание моста обязательной повинностью города.
С тех пор содержание плашкоутного моста через реку Самара на многие годы стало головной болью господ гласных. К слову сказать, и органов советской власти города тоже. Стационарный железобетонный мост, под которым свободно могли проходить и суда, был построен в Куйбышеве только в 1954 году.
*