Этот день в истории края. Самара в жизни маршала Тухачевского
26 мая 1937 года в Самаре (тогда Куйбышеве) в штабном вагоне был арестован и впоследствии приговорен к расстрелу командующий войсками ПриВО М.Н.Тухачевский. Он пробыл на посту командующего всего лишь пять дней.
В справочниках и энциклопедиях сказано, что «Михаил Николаевич Тухачевский — советский военный деятель, Маршал Советского Союза (1935). Добился значительных побед на разных постах в деле защиты Советской Республики во время гражданской войны 1918 – 1922 годов. В 20-е — 30-е годы занимал руководящие посты в РККА. Был репрессирован в 1937 году по «делу военных», реабилитирован в 1957 году».
Он родился 16 февраля 1893 года в селе Александровское Смоленской губернии в семье обедневшего смоленского потомственного дворянина Николая Николаевича Тухачевского, его мать — крестьянка. Слух о его польском происхождении — не более чем легенда. По окончании кадетского корпуса Михаил учился в Александровском военном училище, которое закончил в1914 году. В звании подпоручика был назначен младшим офицером в лейб-гвардии Семёновский полк. Во время Первой мировой войне принимал участие в боях с австрийцами и немцами, получил ранение, и за проявленный героизм всего лишь за полгода был удостоен пяти орденов различных степеней. В феврале 1915 года его рота попала в окружение, а сам Тухачевский взят в плен. Он предпринял четыре безуспешные попытки бегства из плена, и лишь пятая, в сентябре 1917 года, оказалась удачной.
В октябре 1917 года Тухачевский вернулся в Россию, где добровольно вступил в Красную армию и был назначен военным комиссаром Московского района обороны. В июне 1918 года, когда Советской Республике понадобились командиры с опытом участия в боевых действиях, Тухачевский был назначен командующим только что созданной 1-й армией Восточного фронта. В августе 1918 года при его непосредственном участии началась Симбирская операция, которая стала частью общего наступления Восточного фронта. В ходе боев была взята Казань, затем Симбирск. После этого войска Восточного фронта двинулись на Сызрань-Самару. В результате успешных действий 1-й армии Тухачевского в октябре 1918 года 1-я пехотная дивизия Красной Армии взяла Самару.
С июля 1921 года Тухачевский — начальник Военной академии РККА, а в ноябре 1925 года, после смерти М.В. Фрунзе, Тухачевский становится начальником Штаба РККА. Всего через год, в декабре 1926 года, он был назначен заместителем наркома по военным и морским делам. В 1931 году он получает пост начальника вооружений РККА при сохранении должности заместителя наркома по военным и морским делам (с марта 1934 — наркома обороны). В ноябре 1935 года Тухачевскому, а также Блюхеру, Буденному, Ворошилову и Егоров было присвоено высшее воинское звание — Маршал Советского Союза. В апреле 1936 года его назначают первым заместителем наркома обороны.
На всех своих должностях Тухачевский считал своей главной задачей подготовку армии к будущей войне. Он постоянно работал над повышением боеспособности РККА, лично проводил крупные манёвры армии и флота, и, анализируя их итоги, предлагал практические меры по улучшению управления войсками, требовал учить войска тому, что требуется на войне. Много времени он уделял военно-научной работе. По своему служебному положению Тухачевский принимал участие в военном сотрудничестве между СССР и Германией, а в период с 1922 по 1933 годы несколько раз посещал большие маневры в Германии. Несмотря на факт сотрудничества, большинство наблюдателей отмечали его устойчивые антигерманские настроения.
Успешная деятельность Тухачевского по реформированию вооружённых сил и его взгляды на подготовку армии в современных условиях не могли не вызвать ревность и даже сопротивление в наркомате обороны. Историки пишут, что к Тухачевскому по разным причинам относились с неприязнью маршалы Ворошилов, Буденный, Егоров, командармы Шапошников, Дыбенко, Белов. Отношения между группировками обострились в мае 1936 года, когда противники Ворошилова, в том числе и Тухачевский, прямо поставили перед Сталиным вопрос о замене наркома обороны на его посту в силу некомпетентности.
Однако Сталин в этом конфликте принял сторону абсолютно преданного ему Ворошилова. Уже в августе 1936 года последовали первые аресты высших военачальников, недовольных наркомом обороны, и в тюремные камеры тогда были отправлены комкоры Примаков и Путна. Очередь Тухачевского пришла 11 мая 1937 года, когда приказом Ворошилова он был неожиданно переведён с поста первого заместителя наркома обороны на должность командующего войсками Приволжского военного округа, штаб которого располагался в Куйбышеве.
Тухачевский прибыл в Куйбышев 21 мая, но сделать на новом посту он практически ничего не успел, и даже не смог въехать в свою квартиру, где в это время спешно делали ремонт. В течение пяти дней он жил в штабном вагоне на станции Куйбышев. Утром 26 мая Тухачевского прямо в этом вагоне арестовали сотрудники НКВД. В тот же день он был доставлен Москву, и затем после очных ставок с Примаковым, Путной и Фельдманом и жестоких истязаний дал первые признательные показания, которые впоследствии и стали основой вынесенного ему смертного приговора.
Уже 11 июня 1937 года дело в отношении Маршала Советского Союза Тухачевского, командармов 1-го ранга Уборевича и Якира, командарма 2-го ранга Корка, комкоров Фельдмана, Эйдемана, Примакова и Путны по обвинению их «в шпионаже, измене Родине и подготовке террористических актов» было рассмотрено на закрытом судебном заседании. Слушание проходило без участия защитников и без возможности обжалования решения суда. В 23 часа 35 минут того же дня был оглашен приговор: ко всем восьмерым применить высшую меру социальной защиты — расстрел. Сразу же после этого Тухачевский и остальные обвиняемые в ночь на 12 июня 1937 года были расстреляны в подвале здания Военной коллегии Верховного суда СССР. Процесс по делу Тухачевского и других положил начало массовым репрессиям в РККА 1937—1938 годов.
В 1956 году Главная военная прокуратура и Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР проверили уголовное дело в отношении Тухачевского и других осужденных вместе с ним лиц. Комиссия установила, что обвинение против них было сфальсифицировано. В итоге Военная коллегия Верховного суда СССР, рассмотрев 31 января 1957 года заключение Генерального прокурора СССР, определила: «Приговор Специального судебного присутствия Верховного суда СССР от 11 июня 1937 года в отношении Тухачевского, Якира, Уборевича, Корка, Эйдемана, Примакова, Путны и Фельдмана отменить, и дело за отсутствием в их действиях состава преступления производством прекратить».
Валерий Ерофеев
*