25 мая 1887 года на холме возле Струковского сада и женского Иверского монастыря был заложен первый камень в основание здания нового театра Самары. Его хотели построить за несколько месяцев, и уже 1 ноября открыть театральный сезон. Но на объявления в столичных и местных газетах отозвались только два московских подрядчика, которые за строительство здания заломили почти 89 тысяч рублей.

Кроме того, некоторые гласные Самарской городской думы, знакомые со строительными работами, заявили, что зданию необходимо дать выдержку, иначе во время осадки вся штукатурка его пойдет трещинами, осыплется. Поэтому решили строить здание хозяйственным способом в течение двух лет.

Воплотить в жизнь проект московского архитектора Михаила Николаевича Чичагова взялись каменных дел мастера Степан Иванович Дьяков и Михаил Васильевич Кошелев. А проект членам театральной комиссии и гласным думы понравился. Они отмечали что «… план и фасад театра своим изяществом, строгой пропорциональностью частей и вообще архитектурными достоинствами вполне отвечает значению города Самары, весьма серьезному, ввиду несомненной лучшей будущности, его ожидаемой». Но Петр Владимирович Алабин, будучи в Москве, просит М.Н. Чичагова несколько изменить проект здания. Горожане хотят видеть театр в «русском стиле». Одновременно высказывает пожелание придать больше красоты боковым фасадам здания.

И вот 25 мая, после молебствия с водосвятием, Самарский губернатор Александр Дмитриевич Свербеев, городской голова Петр Владимирович Алабин и некоторые гласные думы кладут камни в четыре угла будущего строения. В одну из стен помещают стеклянную ампулу с запиской: когда и кем заложено здание театра.

Критики строительства театра (его называли побрякушкой, нужной только примерно четырем тысячам горожан) упрекают П.В. Алабина, думцев в трате больших средств, которые пополнят еще и непредвиденные расходы. И такие расходы действительно были. На дополнительную покупку кирпича, ибо техники строительного отделения Самарского губернского правления посчитали, что толщину некоторых стен надо увеличить. На приобретение тарусского мрамора для парадных и боковых лестниц театра, ибо местный камень мягок и быстро истирается. На приглашение к работам по устройству театра московских мастеров. Так, например, сделать сцену поручили театральному мастеру Мирону Ивановичу Родину. Изготовить занавес и основные декорации доверили московскому художнику Янову. Антрепренер Петр Михайлович Медведев, заранее приглашенный в Самару, сказал, что при театре должна быть мастерская для изготовления и хранения декораций. И гласные выделяют более полутора тысяч рублей на пристрой к театру. К устройству водопровода тоже привлекаются москвичи, специалисты машиностроительного завода братьев Бромлей.

Первого октября 1888 года состоялся благодарственный молебен и освящение нового здания. А на следующий день труппа Петра Михайловича Медведева открыла театральный сезон драмой П. Невежина «Вторая молодость».

Можно предположить, что Самарский драматический театр стал последней работой архитектора М.Н. Чичагова. Он скончался 7 октября 1889 года. А построенный по его проекту терем «в русском стиле» признан памятником архитектуры и вот уже многие десятилетия является визитной карточкой нашего города.

Самара today

*