Этот день в истории края. Мостовые старой Самары
11 мая 1856 года в Самаре при губернаторе К.К. Гроте впервые началось мощение улиц. Вплоть до середины XIX века улицы в Самаре были немощеными, глинистыми, известковыми или вовсе песчаными. Лишь кое-где домовладельцы по собственной инициативе строили у края дороги деревянные тротуары.
Однако они быстро приходили в негодность и мало помогали передвижению пешеходов. Некоторый уход за улицами производились лишь в центральной части города – в районе нынешней Хлебной площади, где располагались присутственные места. А дороги, по которым обычно спускались из города к берегам рек, и вовсе находились в первобытном состоянии. Из-за крутизны склонов к воде трудно было и сойти, и съехать. Все это усугубляло и без того нелегкий труд самарских водовозов.
Только при втором самарском губернаторе К.К. Гроте с его немецкой педантичностью и дотошностью в городе начались невиданные до того момента работы по благоустройству городской территории. В частности, по указанию губернатора летом 1856 года в городе провели работу по обустройству двух съездов к берегам Волги и Самары. Один из них был на Соборной улице (ныне Молодогвардейская), другой — на Заводской (ныне – улица Венцека). Теперь на указанных участках водовозы могли проехать на речной берег без помех и в любую погоду, будь то осенние дожди или зимний гололед.
Еще по распоряжению Грота впервые в истории Самары началось мощение городских улиц булыжником. Как писали газеты, первые камни на дорогу рабочими были уложены 11 мая 1856 года на улице Дворянской (ныне улица Куйбышева) в районе Алексеевской площади. До конца теплого сезона Дворянскую удалось покрыть булыжником на протяжении трех кварталов. Однако в последующие годы эти работы из-за недостатка финансирования шли, что называется, ни шатко и ни валко.
Мостились в первую очередь центральные улицы Самары, где проживало купечество и дворянство, располагались богатые магазины с зеркальными витринами и дорогими товарами. Мощение же небольших переулков и проездов постоянно откладывалось на неопределенный срок.
Все попытки городской Думы возложить укладку камня на домовладельцев успехом так и не увенчалась — хозяева всячески уклонялись от этой обременительной обязанности, откупаясь от чиновников взятками, существенно меньшими по размерам, нежели стоимость работ по укладке булыжника. Поэтому неудивительно, что в мае 1863 году коммунальная комиссия городской управы уже при губернаторе Н.А. Замятнине смогла отчитаться перед Думой лишь о том, что в течение семи лет удалось покрыть булыжником только некоторые из центральных самарских улиц, да и то частично.
С переменным успехом продвигались в жизнь также и постановления городской управы по очистке прилегающих к домовладениям участков улиц от мусора, грязи и снега. Особенно актуальной эта проблема стала после появления мощеных тротуаров в центре города. И если руководители присутственных мест и общественных зданий по распоряжению управы безропотно нанимали дворников, которые круглогодично следили за порядком на подведомственном участке тротуара, то частные домовладельцы это постановление всячески саботировали.
А в 1899 году группа гласных (по-нынешнему — депутатов) Самарской городской Думы во главе с торговцем Пензиным и вовсе вынесла на голосование проект постановления, согласно которому очистка улиц от мусора и снега и их мощение на домовладельцев… более не возлагались. Оказывается, несколькими месяцами раньше при очередном подсчете стоимости покрытия булыжным камнем тех самарских улиц, где еще не было твердого покрытия, комиссия городской управы пришла к совершенно фантастической сумме — миллиону рублей. Поскольку городской бюджет до таких средств явно не дотягивал, управа постановила ввести специальный мостовой сбор со всех самарских домовладельцев.
Конечно же, последним это очень не понравилось, и тогда через своих представителей, заседавших в Думе, они и выдвинули проект упомянутого выше постановления. И самое скандальное, что за его принятие проголосовало большинство гласных! В результате подобного «радения» о благоустройстве города две трети самарских улиц к началу ХХ века по-прежнему утопали в грязи, причем некоторые из них и после этого оставались немощеными в течение многих последующих десятилетий.
Горько сетуя на столь беспринципную позицию мелких лавочников и скаредных домовладельцев, заседавших в Думе, гласный Подбельский выступил после этого со следующим заявлением: «До сих пор мне казалось, что городское правление в своих действиях по благоустройству города идет вперед и желает навести в нем порядок…
Но, оказывается, даже самые передовые из наших почтенных гласных, как мы видим из их заявлений, желают совсем другого: возвратиться к первобытному состоянию улиц города, то есть к уничтожению мостовых». Впрочем, речь Подбельского так и осталась «гласом, вопиющим в пустыне». Свое постановление об отмене мостового сбора Самарская городская Дума указанного созыва так и не отозвала. Положение дел с мощением улиц в Самаре и их уборкой смогло сдвинуться с места только после следующих думских выборов в 1904 году.
В дальнейшем вплоть до революционных событий 1917 года Дума ежегодно отпускала коммунальщикам средства, на которые те в течение лета покрывали булыжником 3-4 квартала проезжей части на центральных улицах города. К моменту Октябрьского переворота в Самаре частично или полностью оказались замощены Дворянская, Саратовская, Заводская, Льва Толстого, Алексеевская, Вознесенская, Ильинская, Соборная и некоторые другие улицы, а также Алексеевская площадь и даже часть Воскресенской.
В последующие годы социальных потрясений проблемами благоустройства города власти почти не занимались. К вопросу о твердом покрытии самарских улиц власти вернулись только в начале 30-х годов, когда в Самаре началось строительство новых общественных зданий, в первую очередь комплекса на месте будущей площади имени Куйбышева. Именно здесь, а также на прилегающем к ней участке улицы Рабочей и на площади Чапаева в 1935 году начались первые в нашем городе масштабные работы по покрытию улиц асфальтом. В дальнейшем, после возведения в Куйбышеве первых асфальтобетонных заводов, площадь дорог с твердым покрытием продолжала увеличиваться, причем укладка асфальта не прекращалась даже в годы Великой Отечественной войны.
Валерий Ерофеев
*