Этот день в истории края. Английские геологи о возрасте Жигулей
3 мая 1841 года началось изучение Самарского края экспедиционной группой английского геолога и географа Родерика Мурчисона. Все последующие геолого-географические исследования Европейской России, включая и современные, ничего принципиально нового в работу Мурчисона внести уже не смогли.
На основе материалов картографических экспедиций, исследовавших территорию России в течение XVIII века, а также для хранения и дальнейшего изучения собранных ими сведений по указу Екатерины II в 1797 году в Санкт-Петербурге было учреждено Депо карт, с которым слили Географический департамент. В 1812 году Депо стало принадлежать военному министерству, и с того времени картографией России стал заниматься Военно-топографический отдел Генерального штаба. С 1816 года под его руководством впервые в стране стали проводиться триангуляционные съемки, с 1836 года — гипсометрические измерения, а несколькими годами позже – подробные геологические изыскания.
Для проведения таких работ из Англии в Россию в 1840 году был приглашен известный в то время геолог и географ Родерик Мурчисон. Собирая необходимый материал, он в течение четырех последующих лет объехал практически всю территорию Европейской части страны. В начале весны 1841 года, выехав в западном направлении после зимовки на Урале, экспедиционная группа ученого пересекла Бугульминско-Белебеевскую возвышенность и по реке Сок вышла на территорию современной Самарской области. К изучению нашего региона экспедиция приступила 3 мая 1841 года в местах, расположенных неподалеку от нынешнего райцентра Клявлино (в написании того времени — Клевлино).
О северной части нашего края Мурчисон оставил следующие записи: «Между Бугульмою и Самарою простирается слегка волнообразно изогнутая, безлесная, но плодородная страна… Отсюда к западу известняки сильно развиваются, занимая на значительно протяжении всю страну». Далее автор книги подробно описывает Сергиевские минеральные воды как «заведение, содержащееся по распоряжению правительства». О приближении к Сергиевским серным источникам экспедиция почувствовала «на расстоянии полутора верст, и когда место это было еще закрыто от нас горою, обоняние предварило о близости этого целебного ключа, к которому во время лета, когда мы посетили его, стеклось до 1500 больных».
От Сергиевска экспедиция направилась на юг, пересекая на своем пути реки Сок, Кинель и Самару. В течение мая и июня 1841 года Мурчисон и его группа исследовали Общий Сырт (юго-восток современной Самарской области), после чего в середине июля они посетили уездный центр Самару. Согласно записям ученого, наш город в то время являл собой зримый образ типичного российского захолустья. Он был застроен в основном деревянными одноэтажными домами в центре и трущобными кварталами бедноты на окраинах, имел немощеные песчаные улицы, кое-где прикрытые по краям деревянными тротуарами. Вот что в связи с этим было сказано о Самаре в «Экономическом примечании к планам генерального межевания»: «Купечество оного города производит торг… большей частию разным хлебом, закупая оный в городе и в окрестных селениях, который отправляют для продажи, на расшивах по Волге реке, вниз до Саратова и Астрахани, а вверх до Казани и Нижнего».
В Самаре экспедиция задержалась всего лишь на день, после чего приступила к исследованиям территории Самарской Луки и Жигулевских гор. Мурчисон первым установил, что обнажения у подножия Жигулей принадлежат не пермской, как до этого считал Паллас, а каменноугольной геологической системе. Следовательно, сделал вывод Мурчисон, их возраст – не 250, а более 300 миллионов лет, и это значит, что жигулевские скалы являются одними из самых древних геологических обнажений на всей Европейской части России.
Во многих местах Самарской Луки экспедиция обнаружила множество выходов на поверхность слоев морского происхождения с находящимися в них раковинами фузулин — одноклеточных простейших организмов, обитавших в древних водоемах. Именно на основании такой находки ученый и сделал вывод о наличии в Жигулях обнажений каменноугольной системы (в 1841 году она именовалась просто «угольной»), о чем в своей книге он оставил такие строки: «Заключая описание угольного известняка северной и центральной России, повторим вновь, что мы почитаем фузулиновый известняк самым верхним членом его…».
За время своих четырехлетних исследований территории России Мурчисон нашел всего несколько точек, где столь же древние геологические слои выходят на поверхность земли, и он подробно перечисил их в своей книге. В частности, о нашем крае на этот счет ученый оставил следующую запись: «Описываемый известняк покрыт в некоторых местах Самарской Луки, особенно вблизи Усолья, туфу подобным агломератам…» И далее: «…фузулины замечены были… по реке Усе, как только лишь описано».
В целом на основе данных экспедиции ученый дал очень полную и точную характеристику геологического строения Русской равнины. Капитальный труд Р. Мурчисона, написанный им в соавторстве со своими помощниками Э. Вернейлем и А. Кейзерлингом, вышел в Лондоне в 1845 году под заголовком «Геологическое строение Европейской России и хребта Уральского». Книга отчетливо показывает все основные структуры Русской платформы. Все последующие геолого-географические исследования Европейской России, включая и современные, ничего принципиально нового в работу Мурчисона внести уже не смогли.
Валерий Ерофеев
*