Жертвы неверного прогноза погоды (обзор мировой прессы)
Причиной запрета на полеты, введенного европейскими властями, стала дефективная компьютерная программа, использующая искаженные модели и существенно преувеличивающая уровень опасности вулканического облака, сообщает Financial Times.
Газета ссылается на чиновников Евросоюза, признавших, что «компьютерные модели, продиктовавшие решение об объявлении Европы зоной, закрытой для полетов,… основаны на несовершенных алгоритмах и ограниченном количестве информации».
Оказывается, программа, используемая для расчета движения облака, была разработана еще в конце 80-х, после аварии на Чернобыльской АЭС, для прогнозов передвижения любых рассеянных в воздухе частиц, рассказывает Daily Telegraph.
Программа довольно надежна, однако для корректной работы нуждается в точной информации, которая обычно собирается с использованием специального оборудования в ходе тестовых полетов сквозь изучаемое облако. В данном случае ни одного полета выполнено не было – ученые ограничились показаниями наземных радаров.
В то же время многие допущения, используемые этой программой по умолчанию, не имеют под собой достаточной научной базы, рассказал Financial Times Матиас Руэте, отвечающий в Евросоюзе за транспортные вопросы.
Оказывается, у европейских властей не было ответов на самые главные вопросы: например, какая концентрация пепла в воздухе способна нанести вред самолетным двигателям или с какой скоростью он оседает в атмосфере. В соответствии с правилами, действующими в США, например, в таких условиях нет никакой необходимости закрывать авиапространство.
«По другую сторону Атлантического океана авиакомпаниям бы дали один совет: «не летайте над вулканом». В остальном все необходимые меры предосторожности предоставили бы определять самим перевозчикам», — цитирует Руэте Financial Times.
Times, в свою очередь добавляет, что сейчас никто не готов взять на себя ответственность за решение закрыть британские аэропорты.
«Управление гражданской авиации принимает решения, основываясь на информации, которую получает от Британской службы авиадиспетчеров. Те, в свою очередь, заявляют, что выносят решения, основываясь на информации британской метеослужбы. А в британской метеослужбе говорит, что они просто дают прогноз погоды», — цитирует Times представителя авиакомпании British Airways.
Именно метеорологи оказались в этой цепочке крайними, пишет Daily Telegraph. На британских синоптиков обрушился шквал критики за то, что они «используют научные модели, основанные на вероятностях, а не на фактическом распространении облака вулканической пыли».
Особенно досталось Консультационному центру по вулканическому пеплу, сотрудники которого и издали первое предупреждение, воспринятое европейскими властями слишком серьезно.
В любом случае, диспетчерским службам и авиационным властям не следовало принимать решения, основываясь лишь на одном источнике информации, подчеркивает издание.
*