Ровно 40 лет назад с конвейера сошёл первый ВАЗ-2101, который в народе прозвали «копейкой». Этот автомобиль на долгие годы стал главным символом благосостояния и верным помощником миллионов советских семей.

Сверкающий лаком насыщенно вишневого цвета экспонат заводского музея до сих пор производит впечатление нового авто. Хотя отъездил по дорогам 19 лет и кузов не перекрашивали ни разу. Этот автомобиль был первым, проданным через торговую сеть в 1970 году. Купил его житель Тольятти гражданин Пенкин, а в 1989 завод поменял его «копейку» на новую «девятку», сохранив раритет для истории.

ВАЗ 2101, по сути был точной копией итальянского FIAT-124. Только прежде чем стать продуктом советского автопрома, он перенес порядка 800 изменений, и получил имя «Жигули» в честь гор, которые окружают Тольятти. Позже выяснилось, что в некоторых языках у этого слова оскорбительный подтекст, и на экспорт автомобиль шел под брендом «Лада». 19 апреля с конвейера сошло шесть автомобилей, вскоре завод стал выпускать по 1500 машин в день. Но даже такие объемы не могли в одночасье насытить рынок. Так велико было количество советских граждан, желающих стать автолюбителями.

В этой машине до сих пор все так, как задумано конструктором, из нового только часы от более поздней модели и самый узнаваемый и пожалуй, единственный элемент советского тюнинга,- розочка из оргстекла на ручке переключения передач.

Количество лошадиных сил и время разгона до 100 километров в час. В советские времена это интересовало разве что только спортсменов. Всем остальным это было неинтересно. В те времена, когда появилась копейка, она либо уже была, либо была заветной мечтой.

Еще на стадии проектирования тольяттинского автогиганта многие эксперты сомневались в правильности выбора флагманской модели. Называя FIAT-124, консервативным и малоперспективным в плане изменения конструкции. Опасения подтвердились. Спустя 40 лет завод продолжает выпускать автомобили на базе «копейки».

«По-хорошему, этот день рождения должен прежде всего заставить людей задуматься о том, что уже хватит догонять, надо уже опережать, и надо прежде всего проводить работу над собой, и над теми процессами, которые происходят на «АвтоВАЗе» и которые, конечно, устарели», — говорит Максим Нагайцев, вице-президент ОАО «АвтоВАЗ» по продажам и маркетингу.

Сегодня копейка, в прямом смысле слова бережет рубль своим владельцам. По программе утилизации многие уже поспешили расстаться с легендарным авто. Но для некоторых он не просто средство передвижения, а настоящая семейная реликвия.

www.vesti.ru

Самара today

*