В Тольятти поставщикам автокомпонентов предлагают объединиться. Для защиты рынка от иностранцев
25 февраля в мэрии Тольятти прошло совещание по вопросам стабилизации обстановки в системе поставок автокомпонентов по Тольятти. На совещание приехали руководители порядка 15 предприятий, среди них были и члены торгово-промышленной палаты (ТПП) г. Тольятти.
Вел заседание первый зам. мэра Тольятти Вадим Кирпичников, из докладчиков присутствовали Александр Клевлин, президент ТПП г. Тольятти Владимир Жуков и вице-президент по закупкам АВТОВАЗа Дамир Кашапов.
Первый вопрос, которому было уделено особое внимание, — отсутствие в городе эффективно работающего объединения производителей автокомпонентов. Ассоциация производителей автокомпонентов существует, по сути, «на бумаге», и поэтому выразителя консолидированного мнения у тольяттинских производителей сейчас нет.
Как отметил на совещании президент ТПП Тольятти Владимир Жуков, предприниматели объединяются, когда у них возникают такие проблемы, которые поодиночке уже не решить. Так в нашем городе было и с банкирами, и со строителями, и с туристической сферой.
ТПП Тольятти на днях обращалась с вопросами о поддержке производителей автокомпонентов к руководству ТПП РФ, в которой есть комитет по предпринимательству в автомобильной сфере, возглавляемый Михалом Добындо, ген. директором ОАО «Ижевский автомобильный завод». По мнению президента городской ТПП, нужно не затягивать вопрос с созданием в городе объединения и включить вопросы, связанные с развитием поставщиков, в программу развития предпринимательства в Тольятти и программу развития города в целом.
Это обращение Владимира Жукова об объединении поставщиков поддержал и Александр Клевлин, который заявил, что в противном случае иностранцы заберут наш рынок автокомпонентов:
«Завод попал в тиски глобализации, — нам необходимо переходить на модульную сборку автомобилей. Это, конечно, ужесточит требования к поставщикам. Надо развивать многоярусную сеть (к слову, в Европе ее строили порядка 30 лет). Поставщики должны сами ставить на производство автокомпоненты и должны работать не на один завод, а на 3-4-х заказчиков. Но механизмы кооперации в отрасли до сих пор не работают. Многоярусную сеть нельзя построить сверху. Это единственный путь снижения себестоимости автомобиля… Все эти вопросы мы понимали еще когда создавалась Ассоциация производителей автокомпонентов. Но нас тогда не понял даже Поляков: все это восприняли за попытку создать монополию для давления на ВАЗ. Прошло 11 лет — проблемы отстались теми же… Если ВАЗ не перейдет на модульную сетку сам, то его поправят РЕНО и Ниссан, а вот что будет с поставщиками автокомпонентов? — У вас заберут рынок. Так что необходимо объединяться, объединять некоторые функции».
Впрочем, как отметил один из предпринимателей, создание общественной организации вряд ли решит вопросы качества и себестоимости продукции. Объединение нужно, скорее, для выхода на федеральные программы.
На совещание, к сожалению, не смог приехать Вячеслав Капустин, но представитель Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина передал участникам совещания его просьбу: «Уже заканчивается формирование федеральной программы развития автопрома, но в ней все еще не отражены пути решения проблем поставщиков. Вячеслав Валентинович вчера просил давать свои предложения — сегодня вы можете это сделать».
Второй важный вопрос, рассмотренный на совещании, был посвящен качеству автокомпонентов и формированию панели поставщиков для ВАЗа. Вице-президент по закупкам Дамир Кашапов озвучил претензии и ожидания АВТОВАЗа:
Завод не устраивает существующее качество. Сейчас идут изменения в дирекции по закупкам. Мы подходим к этапу подписания соглашения о создании совместной с РЕНО структуры, которая бы занималась вопросами развития качества поставщиков. Кроме того, нас не может не беспокоить их финансовое состояние. Поэтому мы вступили в переговоры со Сбербанком, с ВТБ и надеемся совместно с Правительством предложить системные мероприятия. Думаю, необходимо договариваться с банками об отсрочке платежей и многом другом….
Сейчас порядка 270 поставщиков осуществляют прямые поставки на конвеер АВТОВАЗа, причем около 70 % поставок монополизированы. Чтобы уйти от этого, надо будет проводить модернизацию через создание СП…
Уже к маю необходимо завершить работу по формированию панели поставщиков. Всего придет порядка 50 поставщиков 1-го уровня. Вопросы о формировании поставщиков 2-го и 3-го уровня будут переданы АВТОВАЗом поставщикам 1-го уровня…. К слову, когда был проведен аудит 52 предприятий, в панель поставщиков РЕНО попало лишь 4 компании. Но мы сейчас ведем переговоры, потому что понимаем,что других то предприятий нет….
Открывая совещание, Вадим Кирпичников привел неутешительную статистику по числу безработных в Тольятти: их уже более 4 % от общего числа горожан. В компаниях-поставщиках автокомпонентов трудится немалое число горожан. Если сидеть «сложа руки» или пытаться отстаивать интересы лишь своей компании, то ситуации будет ухудшаться. Поэтому сегодня ТПП также предложила создать рабочую группу, в которой можно было бы детально проработать вопросы и проблемы, которые поднимались на совещании. Теперь слово — за поставщиками, за их активностью.
Кроме того, Владимир Жуков напомнил об одном из успешных проектов города и ТПП: о ежегодных Международных Деловых Встречах «Интер-Волга». Одна из ее тем — «Автопром. Автокомпоненты». Российские и скандинавские производители автокомпонентов с удовольствием участвовали в этом проекте и в течение 5 дней путешествия на теплоходе по Волге посетили потенциальных заказчиков в 5 городах-индустриальных центрах. Если эта тема «Интер-Волги» снова будет востребована — ТПП г. Тольятти проведет ее в 2010 году, — сообщил пресс-центр Торгово-промышленной палаты.
По информации Радио Август (Тольятти)
*