Ветераны АВТОВАЗа объявят три минуты тишины, стоя около памятника Первому генеральному директору волжского автозавода Виктору Николаевичу Полякову. 3 марта ему исполнилось бы 95 лет. С 1966 по 1975 годы автозаводом руководил великий человек. Порядочный, честный, бескорыстный.

Виктор Николаевич Поляков — первый генеральный директор Волжского автозавода.Назначение на должность генерального Виктор Николаевич получил в 1966 году, когда ВАЗ только строился. До этого он работал заместителем Главного Конструктора Московского завода малолитражных автомобилей, а затем и директором МЗМА, заместител­ем министра автомобильной промышленности СССР. В 1975 году Поляков стал министром автомобильной промышленности СССР. Первый генеральный директор ВАЗа был награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени.

Подробности предстоящей акции рассказал исполняющий обязанности председателя совета ветеранов АВТОВАЗа Юрий Целиков: третьего числа в 11 часов 30 минут к зданию заводоуправления на площадь имени Полякова придут все, кто уважает память о легендарном человеке. После возложения цветов к памятнику будет «Три минуты тишины». Будем молчать три минуты, как молчит весь эфир на море и в воздухе, чтобы услышать сигнал «SOS», когда терпит бедствие какой-нибудь корабль… Наша «Ладья» тоже терпит бедствие».

А вот о чём молчали ветераны, Юрий Кузьмич готов рассказать журналистам не ранее 3 марта. Впрочем, в интернете он уже отчасти объяснил причины безмолвствования:

— При Викторе Полякове «ВАЗ отправлял на экспорт более 40% производимой продукции, «Ниву» покупали на далеком Западе и Востоке (Япония тоже) в таких количествах, сколько ВАЗ мог отгрузить. Очередь была почти полгода в Англии, Германии и т. д. Зарплата у Полякова В.Н. была всего в два с половиной раза выше, чем у квалифицированного рабочего.

Сегодня Вы знаете какая разница. Разве интенсивность работы руководителей ВАЗа выросла в сотни раз? Почему же зарплата у них выросла по сравнению с рабочими в эти сотни раз?»

Но вместе с тем Юрий Целиков подчеркивает, что 3 марта будет «не митинг, не демонстрация, не шествие, это сбор ветеранов ВАЗа, их детей, внуков и всех, кто уважает память о Викторе Николаевиче Полякове:

— Потом все разойдемся для проведения собственных встреч в советах ветеранов по производствам и управлениям… День рождения Первого генерального директора ВАЗа ветераны отметят, вложив максимум своего труда и часть средств из своих пенсий… Мы ежемесячно будем организовывать субботники на улице имени Полякова.

Использована информация Службы Новостей Радио «Август» (Тольятти)

Бюст Полякову В.Н.

Иллюстрация с сайта Художественная бронза Тольятти

Интересна информация создания самого памятника.

Об этом рассказывается на сайте Художественная бронза Тольятти:

Бюст Полякову В.Н. — первому директору АВТОВАЗа, как многих других, переведен в твердый материал — бронзу в нашей мастерской.

Работа по созданию памятника В.Н.Полякову шла очень трудно. Так как пришлась на время смены власти на заводе, когда уходили старые руководители, которые задумали создать этот памятник. Им он был дорог, так как был памятником работы на заводе старой гвардии, тех, кто вместе с Поляковым был у истоков ВАЗа. Но пришли новые руководители — со стороны, имя Полякова для них мало что значило. И потянулось время неопределенности. Скульптору Головнину А.С., автору памятника, долго не выплачивались деньги за вылепленный бюст.

Только через год после того, как бюст был вылеплен, дело сдвинулось с мертвой точки, так как подоспела юбилейная дата выпуска первого автомобиля на ВАЗе. А в этом была огромная заслуга Полякова.

Приближение этой даты, сдвинуло с мертвой точки работу по созданию памятника. Скульптору выплатили гонорар, а в нашей мастерской приступили к отливке памятника.

Принимать работу приезжала многочисленная делегация ветеранов завода, которые работали с Поляковым, хорошо его знали. Их замечания и пожелания были учтены. Интересно, что все ветераны отзывались о первом директоре АВТОВАЗА с большой любовью и уважением.

Мастерам вдвойне приятно увековечивать память тех, о ком люди хранят столь теплую и добрую память.

Памятник был отлит, установлен у Волжского автозавода и торжественно открыт. Сейчас территория у памятника благоустраивается, принимает надлежащий вид, становясь ещё одним местом исторической памяти города.

Самара today

***