Ваган Каркарьян: «Не убили огнем, добивают стужей»
Старейшина самарского архитектурного цеха считает: людей, ответственных за катастрофическое состояние памятника, нужно отправить в отставку. Дом-музей «Усадьба Курлиной», в котором горе-реставраторы больше года назад устроили пожар, пугает прохожих своим сиротским видом. Обшарпанный фасад, снизу залепленный цирковыми афишами. На втором этаже не во всех окнах есть стекла. Вместо них — пленка. Гуляющий по пустому помещению ветер колышет ее. Латаная-перелатаная крыша…
— То, в каком состоянии сейчас находится памятник, — уверен Ваган Гайкович, — преступление. Мне кажется, кто-то это делает сознательно. Сначала случился странный пожар. Тогда на особняк в тридцатиградусный мороз было вылито огромное количество воды, а теперь здание окончательно хотят добить холодом. Какие гипсы, какие стены выдержат такие морозы!
Знаменитый самарский архитектор позвонил в редакцию «СГ», чтобы высказать свою боль, озабоченность судьбой одного из самых красивых особняков исторической Самары, здания, которое украшает все рекламные проспекты областного центра.
— За это время столько всего негативного накопилось, — говорит зодчий, — что больше молчать нельзя. Нет сил наблюдать за тем, что у нас творится в сфере охраны памятников архитектуры и истории.
После пожара министерство культуры, Росохранкультуры и «Самарареставрация» заявляли, что ничего страшного не случилось. Сгорели лишь чердак и часть второго этажа. Внутренняя отделка здания практически не пострадала.
— Вранье, — считает Каркарьян. — Явидел фотографии после пожара. От огня расплавилась уникальная чугунная лестница особняка. Ее восстановление обойдется в десятки миллионов рублей. Но я даже не представляю, кто ее может восстановить!
У горожан есть своя версия случившегося. Поговаривают, что на реставрацию дома-музея уже потрачено огромное количество денег. Многое из того, что планировалось, сделано не было. Атут «случился» пожар, и все «труды» реставраторов уничтожил…
— При этом, — возмущается Мастер, — узнаю, что недавно спикер Самарской губернской Думы Виктор Сазонов вручил благодарственное письмо министру культуры Самарской области Ольге Рыбаковой за большой вклад в дело сохранения культурного наследия (14 января 2010 года.). Это что — издевательство над общественным мнением, поощрение дальнейшей деятельности? Я бы предложил наградить госпожу Рыбакову не грамотой, а медалью… за разрушение старой Самары.
Ваган Гайкович резонно задает вопрос: министерство культуры за годы своей работы сохранило какой-нибудь памятник?
— Вотделе охраны культурного наследия человек восемь-десять работает, — говорит архитектор. — Что эти люди сделали хорошего? Ничего. Ятребую, чтобы они ушли в отставку. Особенно архитекторы министерства. Наша профессия – созидательная. Исидеть в чиновничьем кресле, наблюдая, как разрушают памятники, – не дело зодчих.
Сказано — сделано?
Чтобы подтвердить слова Вагана Гайковича, газета приводит выдержки из двух интервью, посвященных реставрации особняка Курлиной. Читатели сами могут составить мнение, выполнили наши деятели от культуры своиобещания или нет.
Ольги Рыбаковой, министра культуры Самарской области (17.07.2008) и Александра Аксарина, консультанта управления правового-кадрового обеспечения и охраны объектов культурного наследия (26.12.2008).
*