Что раздражает соискателей на собеседованиях
У значительной части соискателей раздражение вызывают не манера поведения или фразы кадрового работника, а последствия интервью. Их больше всего нервирует отсутствие обратной связи, когда рекрутёры, завершая беседу, ограничиваются дежурным обещанием перезвонить и не выполняют его.
Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru представляет Вашему вниманию новые результаты.
Социологический опрос: «Что раздражает больше всего на собеседованиях при приеме на работу?»
Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru (http://www.superjob.ru) решил поинтересоваться у россиян, что вызывает у них наибольшее раздражение в ходе собеседования.
Не секрет, что трудоустройство – процесс непростой. Для большинства соискателей он сопряжён с волнением и даже стрессом. Своеобразной кульминацией процесса трудоустройства является собеседование, в ходе которого между представителем компании и соискателем может возникнуть как плодотворная беседа, так и непонимание, а подчас и раздражение. Но, как выяснилось, у значительной части соискателей раздражение вызывают не манера поведения или фразы кадрового работника, а последствия интервью. Так, 44% респондентов признались, что их больше всего нервирует отсутствие обратной связи, когда рекрутёры, завершая беседу, ограничиваются дежурным обещанием перезвонить и не выполняют его. Особенно коробит такая ситуация представителей сильного пола: этот вариант ответа выбрал каждый второй мужчина по сравнению с 39% среди женщин.
На втором месте (42%) – чересчур подробные анкеты, которые требуют заполнить менеджеры по персоналу. Возмущение и подозрение соискателей вызывают требования указать паспортные данные, точный адрес места проживания, номера телефонов, а также «способы проведения свободного времени, личные убеждения». При этом женщин развёрнутые анкеты раздражают больше, чем мужчин (44% и 40% соответственно). Кроме того, нетерпимость к подробным анкетам чаще проявляют россияне с доходом свыше 45 тыс. рублей в месяц (48%).
37% респондентов сообщают, что их нервирует некорректное, по их мнению, поведение рекрутёров. При этом дамы чаще обвиняют менеджеров по персоналу в «надменности и пафосе», мужчины – в «равнодушии и невнимательности». Интересно, что, чем старше опрошенные и выше их доход, тем реже они жалуются на то, что представители компаний проявляют к ним предвзятость и равнодушие. Очевидно, люди, успевшие получить жизненный опыт, отличаются большей толерантностью и менее склонны к критике по отношению к работникам кадровых подразделений.
Немотивированный отказ в приёме на работу назвал наиболее раздражающим фактором 31% соискателей. Решение не в пользу соискателя, не подкреплённое вразумительным объяснением, больше раздражает мужчин, чем женщин (34% против 29%). Респонденты убеждены, что, «если есть причины для отказа, они должны быть названы, поскольку это поможет в дальнейшем поиске работы».
29% россиян в качестве основного раздражителя указали непрофессионализм и некомпетентность другой стороны. Особенно часто соискатели (преимущественно люди в возрасте 40-50 лет, а также респонденты с ежемесячным доходом от 45 тысяч рублей) ставят в вину рекрутёрам их «молодость и отсутствие жизненного опыта».
Необходимость прохождения нескольких этапов собеседования возмущает 17% опрошенных: «Несколько этапов собеседования, растянутые даже не на дни, а на недели, – это просто кошмар!» Стоит отметить, что женщины чаще жалеют о времени, потерянном на продолжительные интервью, особенно если беседа заканчивается отказом со стороны работодателя (19% против 13% среди мужчин)
Длительное ожидание начала собеседования раздражает 16% россиян. «Опоздание недопустимо ни для одной из сторон», — уверены они. У такого же числа соискателей (16%) прилив негативных эмоций вызывают некорректные, по их мнению, вопросы. Особенно чувствительными являются женщины, каждая пятая из которых (20%) опасается делиться с потенциальным работодателем своими планами, касающимися личной жизни (замужество, планирование детей и т. п.).
Различного рода психологические тесты нервируют 11% соискателей. Респонденты признаются, что они чувствуют себя некомфортно, рисуя по просьбе рекрутёра несуществующее животное или сортируя цветные карточки: «Чувствуешь себя неполноценным. Мы же не на приём к врачу идём…»
Другие раздражающие аспекты собеседований указали 2% опрошенных. Некоторые из них полагают, что на ряд вопросов, входящих в интервью, можно ответить и по телефону, другие уверены, что менеджеры по персоналу невнимательно изучают их резюме, третьи подозревают кадровиков в сокрытии негативной информации о компании, размере зарплаты или условиях работы.
Лишь 6% россиян заявили, что в ходе интервью с потенциальными работодателями их ничего не раздражает. «Я спокойный и уравновешенный, к тому же это я прихожу на собеседование, а не они ко мне»; «Раздражаться непродуктивно», – справедливо замечают они.
Затруднились ответить на поставленный вопрос 2% респондентов. Некоторым из них, в основном молодёжи, ещё не приходилось проходить интервью с работодателями («Пока не знаю, что будет раздражать, так как я ни разу не была на собеседовании»), другие же в силу характера и специфики восприятия не успевают испытать негативные эмоции: «Обычно я очень быстро прохожу собеседования».
Анализируя результаты проведённого исследования и комментарии респондентов, можно сделать вывод о том, что, к сожалению, многие соискатели не до конца понимают роль и обязанности менеджера по персоналу, степень его нагрузки и методы отсева кандидатов, вследствие чего даже стандартные вопросы и требования часто воспринимаются ими негативно.
*