Уланова — великая русская балерина, о ней написано очень много. Пик карьеры и мировой славы которой пришёлся на 1940-е-1950-е годы. Однако по сей день остается неразгаданным: как удавалось ей столь гармонично сочетать возвышенные романтические идеалы с предельной правдивостью переживаний?

Ученица Агриппины Вагановой. В 1928—1944 артистка Мариинского (Кировского) театра в Ленинграде, с 1944 по 1960 — Большого театра в Москве. Знамениты её роли в «Жизели» Адана и «Золушке» Прокофьева.

Уланова родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Отец, Сергей Уланов, впоследствии стал балетным режиссером; мать, Мария Романова, была педагогом хореографического училища, у нее и училась дочь первые шесть лет. В 1928 году Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище (в выпускном классе занималась у знаменитой А. Я. Вагановой). В том же театре (впоследствии сменившем название на Ленинградский государственный театр оперы и балета им С. М. Кирова) она впервые вышла на сцену. Здесь же всего лишь в 19 лет в 1929 году станцевала свою первую ведущую партию — это была сложнейшая Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Притягательная сила творческой личности явила себя, едва юная балерина ступила на театральные подмостки. «Обыкновенная богиня», — тогда же крылато назвал ее Алексей Толстой. В Кировском Уланова проработала до 1944 года. Среди других ее лучших ролей, исполненных на сцене этого прославленного театра: Жизель («Жизель» Адана, 1932), Маша («Щелкунчик» Чайковского, 1934), Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, 1934). Но самым большим успехом Улановой стало создание пленительного и неповторимого образа Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта» (1940, балетмейстер Лавровский). В 1944-1960 годах Уланова была ведущей балериной Большого театра, где также блистала в «Лебедином озере», «Ромео и Джульетте» (1947, в 1954 году был снят фильм-балет), «Бахчисарайском фонтане» (1944) и др. Вершиной трагедийного танца Улановой стала роль Жизели (особенно в сцене сумасшествия).

Танец Улановой отличали удивительная слитность техники и высокой одухотворенности. Ей удалось создать неповторимые образы лирических героинь, полные женственности и силы характера. Движения Улановой всегда были обусловлены внутреннем чувством, и в этом ей не было равных. В 1960 году, в последний раз станцевав «Шопениану», она закончила карьеру примы-балерины. С 1960 года и до конца своей жизни Уланова работала в Большом театре балетмейстером-репетитором. Среди ее учеников — целая плеяда звезд: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Алла Михальченко, Надежда Грачева.

Искусство Улановой.

Галина Уланова

Фото с сайта телеканала Культура

Уланова — великая русская балерина, о ней написано очень много. Однако по сей день остается неразгаданным: как удавалось ей столь гармонично сочетать возвышенные романтические идеалы с предельной правдивостью переживаний? Сложные «формулы» танца превращать в откровения души, близкие любому неискушенному зрителю, а простой жест, шаг, бег обращать в действо, потрясающее эмоциональной силой любого тонкого знатока? Мир воспринимал Галину Уланову как возвышенный идеал, как прекрасную мечту о совершенстве и оказывал ей свои почести.

Единственной балерине — ей при жизни были установлены памятники в Санкт-Петербурге (1984, скульптор М. К. Аникушин, такой памятник в Советском Союзе ставили всем дважды Героям на родине) и Стокгольме (1984, скульптор Е. А. Янсон-Манизер). В Голландии был выведен сорт тюльпанов «Уланова». Во Франции знаменитый зал «Плейель» после реконструкции открывался представлением в ее честь. Уланова — первая «звезда», открывшая эру зарубежных турне советского балета. Самые же знаменательные — первые гастроли Большого театра в 1956 году в Лондоне, где великая балерина танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных авторитетов, они не видели со времен Анны Павловой. В дальнейшем гастроли Большого неизменно открывались спектаклем во главе с Улановой.

Вне театра.

Круг интересов Улановой замыкался искусством, как и ее личная жизнь. Она трижды была замужем, и все трое ее избранников — выдающиеся люди искусства: режиссер Юрий Завадский, актер и режиссер Иван Берсенев, художник Вадим Рындин. У нее не было какого-либо хобби, побочных от профессии занятий. Но, конечно же, были пристрастия: «Природа для меня то же, что и музыка. Так же загадочна», — говорила балерина. Особенно она любила животных. Была строга к себе. Ранним утром — целый час своя зарядка, в которую были включены и балетные па. И на склоне лет ее вес оставался тем же, что в артистические годы — 49 кг. Она всегда была элегантна, отличалась легкой изящной походкой. Магическая личность, чье творчество составило целую эпоху в истории мирового искусства.

Журнал «Балет»: «Великая молчальница» в последние годы своей жизни неожиданно заговорила. Сразу после смерти Улановой прессу захлестнул поток пересказов бесед, которые вела Галина Сергеевна как с людьми ей близкими, так и со случайными. Она, как заклинание, повторяла: «Я пережила свое время. Я не понимаю молодых, а они не понимают меня». Ее, действительно, не понимали. И не только молодые. Когда она «заговорила», ждали «покаянных тайн» или иных разоблачений, но Галина Сергеевна говорила самые простые слова о вечном, о смысле искусства, о наступлении другого времени, в котором, как ей казалось, ей уже не было места.

Тревога, которая выплескивалась наружу, не воспринималась нами как ее главная предсмертная мука, ее всеповторяющаяся исповедь. Единственное публичное выступление Улановой в последние годы ее жизни при вручении ей на сцене театра имени Вахтангова премии «Золотая маска» останется нашим вечным стыдом.

Равнодушная к бесчисленным наградам и премиям, она с величайшей ответственностью отнеслась к той, которую назвали «За честь и достоинство в искусстве», и со сцены обратилась к присутствующим. Но слова о чести и достоинстве, обращенные к артистам, оказались ненужными и недослушанными. Великую Уланову «зашикали». По словам Цискаридзе, он готов был лопнуть от стыда.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Самара today

***