В дни, когда тьма густа и ночь так длинна, что можно забыть о дне, а в России это особенно заметно, мы празднуем рождение Света, света нашей надежды, который загорается в наших сердцах в Рождество! Оно празднуется «в полночь, в середине холодной зимы». Рождество. Праздник, к которому готовятся и дети, и взрослые. С которым, независимо от вероисповедования, связывают свои надежды…

Мы живем в России, великой и удивительной стране, где уже тысячу лет Христос отождествляется со светом, что и «во тьме светит». Христос — сын человеческий. Для одних это миф, для других — глубокая правда жизни, для третьих — все еще нерешенный, да и не решаемый вопрос. Но для всех Его образ — это Свет.

В наш век, приобретающий с ростом технизации все более жесткий характер, год от года труднее переживать праздник Рождества душевно и глубоко. Мир стал нерождественским, и это развитие продолжается. В состоянии ли вообще нынешнее человечество, огрубевшее и утратившее детскость, праздновать этот нежный, ласковый праздник младенца и младенчества?

Но особенность чуда Рождества изначально в том и состоит, что оно, хотя и предстает пред нами как совершеннейшая форма юной жизни и нового света, однако же сообразуется с полярными противоположностями жизни и света: со смертью, холодом и мраком, более того, даже нуждается в них, как в необходимом фоне и окружении. Лишь зимняя стужа и полночь года придают новой жизни такой райский, а вспыхивающему новому свету — такой рождественский блеск. Глубокая внутренняя необходимость, вырастающая из космической закономерности, явлена в том, что Рождество празднуется «в полночь, в середине холодной зимы».

Ольга Петропавловская

Самара today

*