Куда нас занесет новая волна вампирских фильмов: «Воины света» (видеоанонс)
Один из самых остроумных вампирских сюжетов уходящего года сочинил… Педро Альмодовар. Герой его фильма “Разорванные объятья” по имени Диего в шутку придумывает сценарий комедии-триллера: клан вампиров открывает донорский центр, где вся «вырученная» кровь идет понятно куда…
Для прикрытия они также держат другие, вполне легитимные бизнесы – например, косметическую компанию, которая, помимо прочего, производит крем, на 100% блокирующий солнечные лучи. По замыслу Диего, фильм должна открывать сцена, где обнаженная героиня-вампирша тщательно обмазывает себя вышеупомянутым продуктом. Позже выясняется, что она работает в том самом донорском центре; разумеется, она влюбляется в одного из доноров, за чем следует классический вампирский романтический конфликт (хочется, но нельзя); в конце фильма вампирша и ее возлюбленный находят выход: она занимается любовью в наморднике – чтоб ненароком не укусить дорогого в порыве страсти.
Смех смехом, но эта пародия отлично отражает тенеденции вампирского кино «новой волны». Кровопийцы в последних фильмах постепенно «выходят из тени» — если не в буквальном смысле, то в социальном. Если раньше – с первого «Дракулы» до прошлогоднего шведского артхаус-фильма «Впусти меня» — они были маргиналами, живущими в основном внутри своей диаспоры почти без контактов (кроме «продовольственных») с миром людей, то теперь они в некотором смысле начинают ассимилироваться.
Взять хотя бы три последних крупных вампирских фильма, показываемых в России: «Новолуние», телесериал «Настоящая кровь» и выходящий на экраны 7 января 2010 года фильм «Воины света» с Итаном Хоуком в главной роли. Если проследить эволюцию места вампиров в обществе на примере этих трех работ, становится очевидно, какой нелегкий путь упыри проделали, отстаивая свои права.
В «Новолунии» вампиры – хоть и члены общества, но все же изгои, вынужденные скрывать свою сущность даже от возлюбленных. А значит — романтические и загадочные герои. В «Настоящей крови» они сосуществуют с людьми на практически равных правах, и ассимиляция в разгаре – преобладают «смешанные» группы друзей и романтические пары «вампир + человек». В «Воинах света» же вампиры и вовсе оказываются на новом месте: они – главенствующая раса, а люди — как раз низшая.
Внимание, спойлер – нелюбопытным этот абзац не читать: как нам недавно стало известно, «Воины света» начинаются с замечательной в своей иронии сцены. Темнеет. Вампиры спешат на работу и выстраиваются в очереди у кофеен «Старбакc»… чтобы выпить по стаканчику человеческой крови. «Вместо того чтобы прятаться в пещерах, мрачных замках или, традиционно, под землей, вампиры в нашем фильме решают возвратиться к обычной жизни людей, — говорит Питер Спириг, один из режиссеров картины. — Они живут теми же ежедневными, точнее, еженощные хлопотами и заботами, что и мы, только с небольшой поправкой на вампиризм». Да и он перестал быть чем-то особенным и стал такой же частью повседневной жизни, как поход за кофе перед работой.
Впрочем, за нахождение на вершине пищевой цепочки вампирам «нового типа» приходится платить. Люди, которые для них служат источником крови, по сюжету «Воинов света» составляют не более пяти процентов населения Земли, при этом их количество быстро уменьшается. В чем-то это отзвук наших современных тревог по поводу угрожающего Земле голода из-за истощения природных ресурсов и сокращения плодородных земель. «Фильм «Воины света» во многом сделан в стилистике очень популярных в пятидесятые годы фантастических фильмов, — признается продюсер Крис Браун. ? Там тоже было немало ссылок на актуальные проблемы того времени, страхи перед коммунизмом или атомной бомбой». Действительно, множество ведущих кинокритиков истолковывают повальное увлечение режиссеров темой инопланетян в 1950е-1960е как отражение подсознательного страха западного общества перед внешней угрозой.
Так какие же подсознательные страхи общества отражает нынешнее увлечение вампирами? Существуют предположения, что если пришельцы – символ угрозы извне, то вампиры – символ угрозы внутренней, этакой «пятой колонны». Макйл Дилан Фостер, профессор университета Индианы, считает, что коллективные страхи, которые эксплуатируют фильмы и книги про вампиров, — это «прежде всего боязнь заговора, ощущение близости непонятных и оттого кажущихся опасными групп внутри твоего же сообщества: подростковых субкультур, иммигрантских диаспор и так далее». В этом смысле первый вамп-фильм наступающего года, опять-таки, нарушает традиции и переводит жанр в совершенно новое русло: в «Воинах света» вампиры – не законспирированная группа внутри общества, а само общество, а угроза для них – как раз таки маленькая законспирированная группа людей и сочувствующих.
«В нашем фильме поставлен почти научный вопрос, — говорит Майкл Спириг. — А что бы мы сами делали, если бы вдруг стали вампирами?» Выясняется, что делали бы мы почти то же самое, что и будучи людьми – почти как в вышеупомянутом сценарии авторства Альмодовара. Есть даже одно почти буквальное совпадение идей… Но хватит спойлеров: «Воины света» выходят в прокат 7 января 2010 года – осталось совсем недолго.
*