Секретным распоряжением губернатора Н.В. Протасьева от 30 ноября (по старому стилю 17 ноября) 1910 года Самарскому губернскому жандармскому управлению (СГЖУ) было поручено начать расследование подрывной деятельности турецких эмиссаров, нелегально находившихся на территории нашего региона. А перед этим из Санкт-Петербурга в Самару на имя губернатора поступило секретное письмо из Министерства внутренних дел (цитируются выдержки):

«По доставленным Министерству сведениям, руководители младотурецкого движения послали в Россию под видом богомольцев начитанных и преданных новым идеям ходжей… Посылаются эти опасные для единства всего нашего государства проповедники большей частью на Волгу, в местности со значительным татарским и вообще мусульманским населением… Предлагаю Вам установить самое тщательное наблюдение за появлением означенного рода лиц из Турции и при обнаружении их принимать самые безотлагательные меры…

Министр внутренних дел, статс-секретарь П.А. Столыпин».

В начале ХХ века из всех районов Самарской губернии по численности мусульманского населения первое место занимал Бугульминский уезд. Именно отсюда поступила агентурная информация о приезде турецких эмиссаров, выступающих под масками религиозных проповедников. Главной их задачей было распространение среди верующих идеи создания Всемирного Халифата, к которому затем должны присоединиться все правоверные мусульмане. В Халифат ваххабиты в первую очередь намеревались включить мусульманские регионы Поволжья, Кавказа и Средней Азии, отчленив их от Российской Империи. Понятно, что такая деятельность иностранных нелегалов любым государством должна расцениваться как подрывная.

В ходе расследования выяснилось, что турецкие нелегалы за две недели до начала их поисков последним пароходом отбыли из Самары в Астрахань. Однако в Самарской губернии они оставили весьма разветвленную ваххабитскую сеть. СГЖУ тут же установило наблюдение за муллами и мугаллимами, с которыми турецкие эмиссары общались теснее всего. К началу марта 1911 года было собрано достаточное количество информации о том, что в Бугульминском уезде действительно действует «организация магометан, имевшая одной из своих задач подрыв благочиния и духовного благополучия Российской империи» (цитата из материалов дела). Ее лидерами оказались двое жителей уезда – мулла Закиян Шангареев из деревни Еланкуля и бугульминский учитель Рифкат Даишев. Из-за рубежа (в основном из Стамбула) на их имя поступало много литературы ваххабитского толка. Вскоре Шангареева и Даишева арестовали. Жандармы обнаружили у них несколько ящиков фундаменталистской литературы на татарском и арабском языках.

Одновременно с этой операцией в городе Сарапуле (ныне он находится в Удмуртии) были арестованы двое мулл — братья Абдулла и Габайдулла Бобинские, которые оказались казначеями ваххабитской организации Среднего Поволжья и Южного Урала. С анонимных счетов в Стамбуле к ним поступали крупные денежные суммы, которые затем шли на издание подрывной литературы и прочую агитационную работу. Вскоре Абдулла и Габайдулла Бобинские решением суда были признаны виновными в подрывной деятельности против Российской империи и приговорены к десятилетним каторжным работам. А вот в отношении Шангреева и Даишева дело было прекращено за недостаточностью улик. Напомним, что все это происходило в далеком 1911 году.

Валерий ЕРОФЕЕВ

Самара today

*