С Самарой Мстислава Ростроповича связывали особые отношения. Впервые в тогда еще Куйбышев он приехал в 1956 году, выступил с сольным концертом и с оркестром нашей филармонии. Знали его тогда еще мало, и зал, говорят, был неполон. В 68-м он снова приехал, тогда уже спрашивали лишний билетик. Это было его последнее выступление, после которого наступил длительный перерыв.

По Москве тогда бродили слухи, что Ростропович приютил на своей даче Солженицына. Слухи оказались правдой, и власть ему этого не простила. В 73-м, когда Ростропович и Вишневская уже были персонами non grata и выступали с Ульяновским симфоническим оркестром. Надо ли говорить о том, что для исполнителей мирового уровня, какими были и тогда супруги Ростроповичи, их альянс с пусть неплохим, но все же провинциальным оркестром означал не что иное, как желание унизить строптивых музыкантов. Нелепость ситуации усугублялась тем, что по указке сверху, в ульяновской концертной афише фамилия Ростроповича не упоминалась вообще. Недалекие люди в ЦК не понимали, что маэстро нельзя унизить, но можно разозлить.

Впоследствии, вернувшись в Россию, он с готовностью принял предложение поставить в Самарском театре оперы и балета оперу Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного». Мировая премьера состоялась, и маэстро Ростропович дирижировал на первых пяти спектаклях.

Два дня в самарской филармонии длился этот праздник музыки, получивший официальное название Второй музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу».

Главные участники фестиваля отобрали для исполнения произведения, значимые для Мстислава Ростроповича

По информации газеты «Волжская коммуна»

Самара today

*