В галерее «Виктория» c 20 ноября по 20 декабря пройдет выставка «Город победителей» — коллективный эксперимент молодых художников из Москвы, Киева, Харькова и Самары. Представленные фотографии, объекты, видео, документация рассказывают о том, как живет город, в котором за последние десятилетия произошли глобальные перемены.

В Самаре пройдет выставка В Самаре пройдет выставка

Общество пережило серьезные социальные потрясения, наступили новые времена – непредсказуемое и хаотичное развитие капитализма привело к тотальным изменениям в жизни его обитателей. Нагромождение условий и правил регламентирует благополучное и свободное существование жителей, запутывает и искажает реальность. Художники видят город как территорию победителей и побежденных.

Экспозиция открывается работой Давида Тер-Оганьяна «Лабиринт». Конструкция выстроена из металлических заграждений и является одновременно входом и преградой для входа. Она усложняет и запутывает обычное повседневное движение. Графическая серия художника «Плакаты» размещается и в галерее, и за ее пределами. Искусство выходит на улицу и встречаетcя со зрителем под видом привычного уличного плаката еще до того, как он попадает на выставку.   

Серия коллажей «Поддельные документы» Давида Тер-Оганьяна и Александры Галкиной — удостоверения личности каждого участника выставки, сделанные из картона, цветной бумаги и скотча. Фальсификация документов приравнивается здесь к созданию простого коллажа.

Графическая серия «Фроттажи» Александры Галкиной выполнена в одноименной технике. Это своеобразные «слепки» с вывесок всевозможных городских учреждений, отделений милиции, травматологических пунктов, диспансеров, центров занятости и пр. Многочисленные таблички с названиями и часами работы всевозможных официальных институций переполняют город, безаппеляционно навязывают его жителям свое расписание жизни.

Серия объектов Жанны Кадыровой «Проломы» представляет собой несколько абстрактных скульптур, выполненных из облицовочной плитки. Лицевая сторона каждой скульптуры деформирована своеобразным проломом. Пластически это отсылает к формам проявления грубой физической силы в городском ландшафте — разбитые витрины, поврежденные лобовые стекла автомобилей и т.д. Каждый пролом образует сетку цветных швов, напоминающую карту города, образованную каждый раз непредсказуемо.

В работе Миши Most»a «Статья №29» сквозь экспрессионистический живописный слой урывками проступает текст Cтатьи 29 Конституции РФ о свободе слова. Текст невозможно прочесть целиком, слова заглушаются краской так, что вместо него мы сталкиваемся с непонятными цветными пятнами.

Илья Будрайтскис, при поддержке активистской группы LegalTeam, собрал и выставил документы, свидетельствующие об отказе в проведении массовых выступлений и акций протеста в пространстве города. Каждый из них представляет собой перечень неочевидных, зачастую просто абсурдных формулировок.

В проекте Николая Ридного «Запасы» разномастные городские сумки наполненны продовольственными и хозяйственными товарами — крупой, макаронами, солью, спичками и выставлены на подиум, как в дорогом бутике. В проекте «Обязательная графа» художник живописно вырисовывает каждую галочку. Отметку в этой графе каждый человек обычно ставит не думая, одним движением руки.

«10 человек» — монументальное фотопанно Антона Курышева – люди, ждущие на остановке своего автобуса. Их взгляды устремлены вдаль, в них тоска и недовольство побежденных сливаются с ожиданием.

В видеофильме «Made in Kuibyshev» художники Владимир Логутов и Андрей Сяйлев рассказывают о городе, увиденном с изнанки, недоступном и неизвестном для победителя.

«Город победителей» — это обращение художников к жителям города о необходимости осознать то, что только разумные условия со-существования могут вернуть город и общество к целостной, свободной и ясной жизни.

Самара today

*