Самый серьезный ресурс АВТОВАЗа — это его люди. Внутри старого коллектива нет врагов. Это их завод и их город, которые у них отнимают. Не надо их обижать. Они свой завод сами вытянут. Надо больше доверия им, а не временщикам. Между тем увольнение сотрудников — не единственный необходимый шаг к спасению завода. О возможных путях вывода предприятия из затяжного кризиса рассказал вице-президент ЗАО «Объединенные консультанты ФДП» (г. Москва), обслуживающего инвестиционные проекты АВТОВАЗа, Тимур Хубаев.

«После 10 ноября будет вынесен окончательный приговор многим тысячам россиян. Тридцать из этих тысяч — сотрудники ОАО «АВТОВАЗ» — получат страховые выплаты, компенсации и на полтора года станут предоставленными сами себе, остальные граждане России — производители сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих для нужд АВТОВАЗа — останутся без работы. Вернее, их работа уйдет на вторичный и черный рынок. Цены на запчасти взлетят, а качество и безопасность наших автомобилей сойдет на «нет». Социальный взрыв осени-зимы 2009-2010 гг. попытаются заморозить до 2011 г. бюджетными деньгами. Тем не менее, программа Виктора Христенко и Германа Грефа по зачистке России от национального машиностроения перейдет в завершающую стадию».

Еще 20 лет назад пользовался популярностью тезис, что «политика есть концентрированное выражение экономики». То, что происходит на АВТОВАЗе сегодня, — чистая политика. Политика окончательной сырьевой ориентации России. С ликвидацией АВТОВАЗа исчезнет последнее полноценно работающее машиностроительное предприятие России.

Все усилия путинской команды идут вразрез с действиями команды «администраторов» АВТОВАЗа, которую, что странно, никто радикально не меняет. Вот почему вливания в завод не дадут никаких результатов. Усилиями менеджеров, не взирающих ни на Сергея Чемезова, ни на Игоря Комарова, затраты на сохранение предприятия к маю 2010 года составят не менее 120 млрд. р. – на такие деньги можно построить новый АВТОВАЗ.

Два года тому назад предположить, что наши правительственные чиновники так активно начнут спасать отечественный автопром, могли лишь самые оптимистично настроенные люди. Ведь в начале 21 века с легкой руки тогдашнего министра экономического развития и торговли автопром был отчислен из приоритетных направлений развития национальной промышленности и экономики за неуспеваемость.

Команда, активно декларировавшая привлечение иностранных инвесторов в наш автомобильный кластер, мгновенно перестроиться неспособна. Вектор её бизнес-стратегии могут скорректировать только события глобального масштаба. Пока таких поводов нет, чиновники всех уровней продолжают хоронить АВТОВАЗ. Якобы благая идея, на деле плохо скрывающая их ритуальные услуги, — не оказывать поддержку предприятию, а размыть её на Самарскую область в рамках программы создания рабочих мест. Причем, основные положения подобной программы наверняка касаются рытья котлованов, строительства дорог и метро. Разговоры о каких-то инвестиционных проектах, создании особых экономических зон и технопарков так и останутся разговорами. Ни одна из предпринятых до сих пор попыток не была реализована. Причина — отсутствие частных инвесторов, к государству же, как известно, статус подобного инвестор неприменим.

По мере того, как кризис набрал ход, возникла дилемма. Можно покупать за сотни миллионов долларов дорогостоящие системы управления на западе или востоке и за десятки миллионов интегрировать их в российские предприятия. Второй вариант – просто нанять квалифицированный менеджмент.

Здравомыслящие люди, очевидно, выберут последний способ. Остается прояснить квалификацию управленческих кадров. То, что сейчас происходит на автомобильных предприятиях, и в особенности на АВТОВАЗе, характеризуется словосочетанием «кадровая вакханалия». Десятки руководителей меняются с космической скоростью, преемственности в принимаемых решениях нет, хотя бы среднесрочная стратегия и ответственность за принимаемые решения отсутствуют. Например, зубы человек лечит у стоматолога, а не у окулиста. Непонятно, почему в автопроме допускается назначать директором банкира или авиадиспетчера. Результат, разумеется, превосходит все ожидания.

Позиция Renault-Nissan агрессивна и последовательна. Стратегической задачей концерна является удаление с российского рынка единственного конкурента. Франко-японский альянс представляет интересы всего зарубежного автопрома, и находится по этой части в лидерах по числу направленных против АВТОВАЗа операций. Главное – устранить конкурента, а потом, где-нибудь в Брюсселе, можно будет договориться между собой.

Как вариант, в Renault-Nissan намерены зарабатывать миллиарды долларов на электромобилях и строить завод по их производству в Испании, создавая там рабочие места. При этом АВТОВАЗ много лет является законодателем мировой электромобильной моды (первый гибридный двигатель создан тольяттинскими конструкторами) и тоже, как ни странно, нуждается в сохранении рабочих мест.

Прогноз ситуации на АВТОВАЗе нынешней весной указывал на неутешительный объем госпомощи в пределах 120 млрд. р. Выводы комиссии, которые лягут на стол Путину, будут выглядеть примерно так: АВТОВАЗ надо похоронить, а его высвобожденных сотрудников направить на строительство дорог. Это абсолютно недопустимая позиция.

На самом деле для вывода автогиганта из кризиса нет необходимости ни в сокращениях, ни в рекордных инвестициях. Шувалову необходимо выработать следующую линию поведения: поменьше общаться с вазовскими руководителями и заочно провести их кадровую аттестацию. Второе — не делать ставку на специалистов Renault, они явно не помощники. Хотят оставаться в теме — пусть дают живые деньги.

Наконец, стоит объявить конкурс на должность Президента АВТОВАЗа. Только так можно излечить управленческий паралич. Драгоценное время нужно тратить не на запугивание трудового коллектива, не на поощрение слухов о сокращениях и не на бездарное проглатывание бюджетных миллиардов. Нужна дисциплина и контроль за системным исправлением ситуации.

Сейчас некоторые вазовские управленцы бросились в крайность. После активных мероприятий по зачистке коллектива они запустили пропагандистскую кампанию по дискредитации заводских достижений: вбросили лозунги о низком качестве автомобилей и призывы к банкротству завода. Типично пораженческие настроения, которых быть не должно.

Каждый день в прессу сливается очередная порция компромата на АВТОВАЗ. Последняя — об огромных хищениях товарных автомобилей. Количество завораживает. Это, представьте, номерные детали. Сколько тогда разворовали за последние три года на всех стадиях производственного процесса, видимо, не подается учету. Все это происходит на фоне разговоров про оптимизацию затрат.

Не нужно кланяться инвесторам из-за рубежа. Надо разработать доступную и прозрачную программу развития автопрома. Когда станет очевидно, что вложения принесут прибыль, инвесторы придут сами. Именно этим должно заниматься Минэкономразвития.

Приведем своего рода резюме изложенного:

Необходимо назначить на время преодоления кризиса (минимум на полгода) ВРИО Президента — Генерального директора должностное лицо со статусом не менее заместителя министра для осуществления взаимодействия с государственными органами и иными структурами. На оперативное управление временно вернуть Виталия Вильчика.

Необходимо немедленно наложить мораторий на всякого рода высказывания в прессе госчиновников по вопросам АВТОВАЗа до окончания работы, чтобы не будоражить коллектив и жителей города. Даже нынешняя команда цифры по сокращениям, превышающие 27 тыс. человек, не выкатывала.

Руководителей экономического блока предприятия временно отстранить от руководства и лишить права подписи. Временно назначить на их должности руководителей, рангом не менее директора департамента министерства. Средства связи позволят обеспечить им и нормальное руководство основной деятельностью.

Любые инвестиции в предприятие утонут в неквалифицированном менеджменте. Необходимо срочно выработать квалификационные требования к соответствующим управленческим должностям и провести аттестацию управленческих кадров, принимающих участие в процессе распределения средств господдержки АВТОВАЗа.

Объявить конкурс на замещение директорских должностей по направлениям: развития, маркетинга, экономики, стратегии и финансов.

Разделить АВТОВАЗ на ряд самостоятельных бизнес-единиц, ориентированных на работу в условиях свободного рынка.

Не надо заниматься популизмом – сокращения на АВТОВАЗе будут, но будут в меньших объемах, которые заявлены в печати. Выборы прошли, нужно говорить правду.

АВТОВАЗ нуждается в господдержке, но не более 5 млрд. р. Помощь государства должна выражаться в предоставлении методической помощи и в ускорении документооборота. Средств, которые зарыты на предприятии (около 10 млрд. р. Переплаченных налогов) достаточно для преодоления кризисной ситуации. Господдержка должна быть направлена на оказание содействия конкретным бизнес-единицам.

Не надо мучить банки темой выдачи кредитов и диверсификацией долга. Банкиры запутались и не понимают ситуацию с АВТОВАЗом. Финансирование должно идти напрямую через госкорпорацию «Российские технологии».

Позиция в отношении Renault и Тройки-Диалог должна быть максимально жесткой. Участие в развитии АВТОВАЗа принимается только в денежной форме. Иные формы участия неприемлемы.

Программа спасения АВТОВАЗа – программа стимулирования спроса на автомобили. На АВТОВАЗе развалилась система сбыта. Если за пару месяцев не увеличить продажи на 30% и не обеспечить ежемесячное увеличение объемов продаж на 30-40 тыс. автомобилей, доля АВТОВАЗа на рынке будет менее 20%, а это для национального бренда — гибель.

Программа спасения АВТОВАЗа – программа оптимизации закупок и повышения качества. Ресурс по оптимизации закупочного бюджета — 10-20%.

Программа спасения АВТОВАЗа – программа развития собственного производства автомобилей и их экспортной ориентации. Необходимо вернуть Максима Нагайцева на прежнюю должность и дать ему максимальную самостоятельность в определении технической и технологической политики АВТОВАЗа. Дополнительно напоминаем о программе развития региональной сети производства автомобилей.

Программа спасения АВТОВАЗА – программа постановки на производство автомобиля, себестоимость которого будет не выше 90 тыс. р., и мы знаем, как это сделать.

Программы по п.п. 11-14 могут быть разработаны в самые сжатые сроки и должны быть представлены на заводской референдум для одобрения.

Самый серьезный ресурс АВТОВАЗа – это его люди. Внутри старого коллектива нет врагов. Это их завод и их город, которые у них отнимают. Не надо их обижать. Они свой завод сами вытянут. Надо больше доверия им, а не временщикам.

Необходимо зажать иностранные бренды. Заморозить всякий протекционизм в их отношении. Рычаг для этого – программа локализации комплектующих, которые не выполняются ни одним зарубежным брендом. Необходимо намертво остановить эти заводы. Года на три. Вот здесь замечательно могут отработать вазовские независимые профсоюзы.

На АВТОВАЗе еще не все потеряно. Но если вектор развития предприятия и его «доброжелателей» не изменить, автозавод исчезнет с экономической карты мира.

Тимур Хубаев,

вице-президент ЗАО «Объединенные консультанты ФДП»

Справка:

Тимур Хубаев

Родился в 1961 году в Москве. Окончил Московский автомеханический институт и Московский институт управления. С 1986 г. работает в автомобильной промышленности. За 10 лет прошел путь от начальника отдела организации управления производством до заместителя генерального директора по экономической безопасности ОАО «Москвич» (АЗЛК). С февраля 1998 г. занимал должность директора по техноконсалтингу компании «Юникон/МС Консультационная группа». С ноября 2000 г. – заместитель генерального директора по закупкам ОАО «Ульяновский автомобильный завод» (УАЗ). В настоящий момент совмещает сразу несколько должностей, в т.ч. директора проекта «ЧеченАВТО» и вице-президента консалтинговой компании «Объединенные консультанты ФДП».

Дополнительные материалы по теме:

Интервью с Тимуром Хубаевым о ситуации на АВТОВАЗе и в Тольятти –

Только кадровой реформой не обойтись

Автомобильная газета «Семь Вёрст»

№‚42 (485), 2-8 ноября 2009 г.

Иллюстрации: http://7verst.ru/

Самара today

*