Диккенсовский Лондон (видео)
Студия Walt Disney Pictures и режиссер Роберт Земекис представят вам историю, которая поразит ваше воображение. В экранизации классического произведения английской литературы лучшие актеры Британии и США с помощью технологии «цифрового захвата» перевоплотятся в бессмертных героев Диккенса, а Джим Керри сыграет старого скрягу Скруджа, которому в канун Рождества предстоит пережить невероятные приключения.
ДИККЕНС
Чарльз Диккенс был самым популярным английским прозаиком викторианской эпохи и остается одним из самых любимых британских писателей, чьи романы и короткие рассказы никогда не перестают печататься. По его произведениям снято более 180 фильмов и телевизионных адаптаций. И вот, впервые в истории, Лондон, по улицам которого Диккенс бродил в поисках вдохновения, город, где разворачивается действие большинства его произведений, будет воссоздан средствами 3D кинематографии студии Disney в ноябре этого года в фильме «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ».
Жизнь Диккенса сама по себе является историей головокружительного взлета – после того, как его отец угодил в тюрьму за долги, Чарльз долго скитался от дома к дому, прежде чем, в конце концов, превратиться в преуспевающего писателя. Как семьянин и отец десятерых детей, он оказывал большую помощь известной детской больнице «Грейт-Ормонд-Стрит» в Лондоне. Диккенс также активно поддерживал социальные реформы в викторианской Англии, в частности, запрет на содержание детей в работных домах, и даже посетил США, где выступал с речью, призывающей отменить рабство. После смерти в возрасте 58 лет он был похоронен в «Уголке поэтов» в Вестминстерском аббатстве, а также увековечен на выпущенной Банком Англии десятифунтовой купюре. Любопытно, что Диккенс также живо интересовался паранормальными явлениями и был одним из первых членов «Клуба привидений» (организации, созданной в Лондоне в 1862 году для расследования паранормальных явлений).
ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Чарльз Диккенс написал «Рождественскую историю» (возможно, самый свой известный роман) в 1843 году. Это история старого скупердяя Эбенезера Скруджа, который в течение одной чрезвычайно длинной и пугающей предрождественской ночи встречается с тремя разными призраками, и переживает, в конце концов, духовное перерождение. Наделенные эксцентричными именами (Эбенезер Скрудж, Крошка Тим, Боб Крэтчит, Оливер Твист, Ловкий Плут, Фейджин, мисс Хэвишем и Дэвид Копперфильд) персонажи Диккенса, также известного такими произведениями, как «Большие надежды», «Холодный дом», «Посмертные записки Пиквикского клуба» и «Повесть о двух городах», относятся к числу самых запоминающихся в английской литературе.
Одним из «героев» книг Диккенса является сам Лондон, оживающий в ярких описаниях старых постоялых дворов, Темзы, Сити и Ист-Энда, которыми усыпаны все произведения писателя. Диккенс тесно сотрудничал с художниками-иллюстраторами своих книг, с самого начала он в общих чертах знакомил их с сюжетом произведения, и утверждал рисунки после завершения работы – с тем, чтобы персонажи и декорации выглядели в точности так, как он их себе представлял. Роберт Земекис со своей командой фильм-мейкеров внимательно изучили эти иллюстрации и вдохнули трехмерную жизнь в персонажи, костюмы и декорации, чтобы сделать «РОЖДЕСТВЕНСКУЮ ИСТОРИЮ» самой близкой к исходному замыслу Диккенса экранизацией за всю историю кинематографа. Лондон 1843 года, где разворачивается действие картины, был совершенно другим городом…
В 1841 году население Большого Лондона составляло всего 2,2 миллиона человек (сегодня – 7 миллионов), и для большей части жителей города повседневная жизнь была очень нелегка. Продолжительность жизни среднестатистического лондонца во времена Диккенса составляла всего 37 лет, и многие вещи, которые мы теперь воспринимаем как само собой разумеющееся (например, чистая вода), были редкостью. Воздух Лондона также был очень загрязнен, и все здания, кроме самых новых, были покрыты слоем сажи. Улицы были залиты грязью и нечистотами, а пешеходам следовало остерегаться карманников, которые в поисках средств к существованию охотились за ничего не подозревающими жертвами.
«Если бы сегодняшний лондонец мог перенестись в эпоху викторианского Лондона», — говорит д-р Флориан Швайзер из лондонского музея Диккенса, — «на его органы чувств легла бы тяжелая нагрузка. Лондон был шумным, темным и зловонным, а в самых модных в настоящее время районах царила нищета и чрезвычайное убожество». Чем же еще отличался Лондон середины XIX столетия? Ниже рассказывается о том, на что была похожа жизнь бедняков и богачей в городе, который был тогда самым крупным, оживленным и быстрорастущим в мире …
СТРОИТЕЛЬНЫЙ БУМ
Для приезжего из маленького городка или деревни Лондон эпохи Диккенса должен был казаться одной огромной стройплощадкой. Лондонский Сити постепенно превращался из жилого района в банковский и финансовый центр, а его бывшие обитатели перебирались на окраины города, откуда добирались в Сити появившимся недавно общественным транспортом. (Контора Скруджа находится в Сити, а его клерк, Бобо Крэтчитт, живет в Кэмден-Таун). Уже был построен вокзал Паддингтон, однако метро (или «Трубы») еще не существовало, и не были возведены такие известные вокзалы, как Ватерлоо и Кингс-Кросс.
Уже существовали Букингемский дворец и Трафальгарская площадь, а колонна Нельсона была воздвигнута в том же году, когда была опубликована «Рождественская история», однако четыре бронзовых льва на Трафальгарской площади еще только предстояло изваять, не говоря уже о статуе Эроса на площади Пикадилли. Не существовало ни Ройял-Альберт-Холла (он был построен в честь любимого мужа королевы Виктории принца Альберта после его смерти, олицетворял представления принца о центре искусств и наук и возводился на средства организованной им в 1851 году Великой выставки в Хрустальном дворце), ни Тауэрского моста.
В это время строилась часовая башня Биг Бен, а также здание Парламента, уничтоженное пожаром в 1834 году.
Музей восковых фигур мадам Тюссо, который до сих пор является одной из самых популярных туристических достопримечательностей Лондона, открылся на своем теперешнем месте на Бейкер-Стрит в 1835 году. Диккенс жил всего в нескольких минутах ходьбы от музея и был его частым посетителем.
УЛИЧНЫЕ ФОНАРИ
Во времена Диккенса улицы Лондона освещались газовыми фонарями, и с наступлением темноты во всех концах города появлялись сотни фонарщиков, чтобы их зажечь.
ТРАНСПОРТ
Во времена Диккенса не существовало автомобилей, и для богатых людей самым быстрым способом добраться куда-либо оставалась лошадь или экипаж. К середине столетия в городе работало приблизительно до 250 тысяч лошадей. В 1863 году состоялось открытие знаменитой лондонской подземки, которая скромно начала свою работу с четырехмильной линии, соединившей Паддингтон и Фаррингдон-Стрит. Все составы, курсирующие по этой линии, приводились в движение паровыми двигателями.
РАБОТА
Повседневные нужды богатых викторианцев удовлетворялись с помощью горничных, дворецких, нянь, садовников и поваров, поэтому во времена Диккенса в Лондоне было 120 тысяч домашних слуг. Работники мастерских и фабрик города трудились в грязных и зачастую опасных условиях, иногда работая более двенадцати часов в сутки. Даже пятилетние дети также являлись частью рабочей силы Лондона – они вычищали дымоходы, бегали по поручениям, подметали городские улицы, чистили обувь и продавали спички или цветы. Сам Диккенс в двенадцатилетнем возрасте работал на фабрике ваксы, в то время как остальные члены его семьи были в долговой тюрьме.
ШКОЛА
Обязательное образование для детей в возрасте от пяти до двенадцати лет было введено только в 1870 году. Вместо пера и бумаги использовались грифельные доски, а на уроках основное внимание уделялось развитию базовых навыков чтения, письма и арифметики. Учителя могли наказывать детей, отстававших в учебе, заставляя их носить в классе дурацкий колпак. Учеников также часто били палками. С другой стороны, всегда можно было помечтать о школьных каникулах. Дети получали двухнедельную передышку на Рождество, неделю на Пасху и три-четыре недели в июле и августе.
ЗАКОН
Лондонская городская полиция впервые появилась на улицах города в 1829 году. Три тысячи ее сотрудников были обязаны постоянно носить синюю униформу и цилиндры (даже не находясь при исполнении служебных обязанностей).
Во времена Диккенса все еще были распространены публичные казни через повешение, и сам писатель присутствовал на такой казни в лондонской тюрьме в 1849 году. Позднее он написал несколько писем в газету «Таймс», призывающих отменить подобные публичные зрелища.
ЕДА
В то время, когда Чарльз Диккенс писал «Рождественсую историю», рестораны в Лондоне все еще были редкостью, доступной лишь для богачей. Менее зажиточные слои населения готовили пищу дома над открытым очагом. Викторианская предшественница современной плиты была изобретена лишь в 1840 году и еще много лет оставалась предметом роскоши. Самые бедные лондонцы жили в домах, вообще лишенных кухонных приспособлений, и им приходилось покупать еду в уличных лавках и магазинах. Некоторые торговцы подмешивали в продаваемые продукты опилки, пепел, мел или даже измельченные кости.
ПИТЬЕ
Молоко для большинства лондонцев было редким лакомством, так как не существовало способа поддерживать его в свежем виде, а вплоть до распространения железнодорожного транспорта – и организовывать его ежедневную доставку в город. Даже чай был дорог, так как облагался высокими налогами. Неудивительно в таком случае, что многие жители Лондона девятнадцатого века находили утешение в алкоголе. Джин и пиво были очень дешевы, и согласно подсчетам, на лондонских улицах пабы или магазины, торгующие алкоголем, располагались в среднем через каждые сто ярдов.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Не имея компьютеров, телефонов и телевидения, викторианцам приходилось развлекаться самостоятельно. Популярностью пользовались карточные игры (такие как вист или бридж), а также шахматы, нарды и комнатные игры (такие, как шарады или жмурки). Дети играли в шарики, волчки, обручи или куклы. Кроме того, популярным было чтение, и Диккенс в это время написал ряд своих лучших бестселлеров.
ОДЕЖДА
К 1840-м годам мужчины отказались от яркой и пышной моды предыдущего поколения и носили преимущественно темную одежду, частично из-за лондонской сажи. Богатые шили одежду у портных или швей. Остальные покупали одежду в магазинах сэконд-хенда. Первые образцы готового платья появились только в середине 1850-х годов.
ХОТИТЕ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ?
Лучший источник информации о жизни в Лондоне эпохи Диккенса – это произведения самого автора. Много раз писатель совершал многомильные прогулки по улицам города, а позднее описывал увиденное и услышанное в своих книгах. И если вам интересно, как Диккенс воспринял бы нынешний Лондон, то эксперт по Диккенсу д-р Флориан Швейзер говорит, что как ни странно, писатель, вероятно, чувствовал бы себя в своей тарелке. «Диккенс, без сомнения, узнал бы многое из «своего» Лондона. Даути-Стрит, где Диккенс прожил с 1837 по 1839 год, и где сейчас находится Музей Чарльза Диккенса (http://www.dickensmuseum.com/), хорошо сохранилась и практически не изменилась. Думаю, его поразили бы высотные здания в лондонском Сити и Докленде, Тауэрский мост и колесо обозрения «Лондонский Глаз», однако нет никакого сомнения, что он использовал бы новые декорации в качестве фона, на котором разворачивается действие его следующей книги».
Стоимость находящихся в отличном состоянии экземпляров первого издания «Рождественской истории» с оригинальными иллюстрациями Джона Лича оценивается в 30-50 тысяч долларов. Однако, чтобы за ничтожную толику этой суммы посмотреть 3D-версию диккенсовской истории, посетите ваш ближайший кинотеатр начиная с (вставить дату премьеры в местных кинотеатрах) и совершите захватывающее призрачное путешествие по Лондону, которое зовется «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ»!
*