В прошлом году с мая по август Черноморское побережье России посетили 5,5 миллиона россиян. Могло быть и больше, но многих отпугивает уровень сервиса. К тому же большой участок побережья портит железная дорога, которая проходит почти у самого моря. В среду в Ростове-на-Дону представили проект ее переноса.

В среду Ростовский университет путей сообщения на один час превратился в железнодорожную станцию. Так в виртуальной лаборатории представили крупный проект, по которому за несколько лет железную дорогу перенесут с Черноморского побережья вглубь материка.

По проекту протяженность новой дороги от Майкопа до Адлера через горы составит всего около 120 километров. Дорога будет тоннельно-эстакадной: половина всего пути — 60 километров – пройдет либо через тоннели под землей, либо по закрытым эстакадам над поверхностью, чтобы минимизировать вредное воздействие на природу. Вторую дорогу, идущую по берегу моря, предполагается со временем демонтировать. В результате, только между Адлером и Туапсе освободится 103 километра прибрежной земли, на которой можно построить сотни отелей.

«Проработаны вопросы прокладки этого пути, точки выхода на побережье и технико-экономические вопросы», — говорит преподаватель Ростовского государственного университета путей сообщения Владимир Чеботников.

Хорошо известная большинству жителей России железная дорога между Туапсе и Сочи была построена еще в 1923 году. Сегодня пляжи, где отдыхали миллионы людей, — это узкая полоска гальки, которая постоянно размывается морскими течениями. Практически над головами отдыхающих медленно идут составы, которым приходится снижать скорость.

Стоимость нового проекта — примерно 42 миллиарда рублей. При этом уже в ближайшие годы на укрепление береговой линии мостов и рельсов потребуется 36 миллиардов, и вкладывать деньги придется постоянно. Новый проект — задача, по словам железнодорожников, конечно, сложная. Но, говорят они, решали и не такие.

«Мы за два месяца проложили во время войны дорогу, или сразу после войны, не помню, — 360 километров на монголо-китайской границе, — вспоминает ректор университета путей сообщения Владимир Колесников. — За два месяца, не имея ни бизнеса, ни ресурсов, ничего».

Вопрос финансирования проекта пока остается открытым. Но известно, что предполагается использовать не только бюджетные средства. Для строительства альтернативного пути на юг планируется создать консорциум, который займется всеми вопросами: от технической документации, до эксплуатации новой ветки. По оптимистичным прогнозам, для реализации этого проекта потребуется от трех до пяти лет.

Кирилл Шулепов

12.05.2004 20:30

Вести.Ru

*