В России марка Zastava и её модель Yugo практически неизвестны, зато её отлично знают в Восточной Европе и в США, куда югославские машины поставлялись целых десять лет — с 1982 по 1992 год.

По ту сторону Атлантики до сих пор ходят анекдоты об экзотических автомобилях Zastava Yugo ввиду их ненадёжности и технической убогости.

Бизнесмен Малкольм Бриклин, открывший Америку для марки Subaru, попытался было вернуть Yugo в Штаты. Но бедственное положение компании, война в Косове и делёжка территории бывшей Югославии свели все усилия Бриклина на нет. Сербскую компанию долго не могли продать, пока в 2003 году на Заставу не вернулся FIAT.

Завод Zastava

Завод Zastava был построен в 1953 году недалеко от Белграда в городе Крагуевац. Но первое упоминание о фирме Zastava датируется 1853 годом, в прошлом веке она занималась производством оружия. Винтовки, ружья и пистолеты марки Zastava выпускают до сих пор.

Итальянцам фирма обязана своей историей: тридцать лет югославы выпускали различные модели на платформе Фиата 127/128. После сделки 2003 года сербское правительство обязало FIAT сохранить рабочие места и довести объёмы выпуска к 2010 году до 300 тысяч машин в год. Нынешним летом FIAT выкупил 70% акций за 700 миллионов евро. Остальное — у государства.

О том, чтобы сохранить старьё, речь больше не идёт. Последний автомобиль Yugo сойдёт с конвейера 20 ноября. Итальянцы приняли решение также избавиться от допотопных моделей Skala 101 и Florida. Все новые машины марки Zastava теперь будут представлять собой перелицованные Фиаты.

Zastava 10

В 2006 году сербы развернули производство модели Zastava 10 — лицензионного хэтчбека Fiat Punto. Машинка пришлась по вкусу: её доля на сербском рынке составляет более 11%. Цена автомобиля — от 7550 евро.

Первый абсолютно новый автомобиль совместной разработки встанет на конвейер в 2010-м. По слухам, машина по своим потребительским качествам будет конкурировать с Логаном. А оригинальный Yugo, возможно, ещё появится где-нибудь в Египте или Южной Америке. Владельцы завода не исключают возможности переноса производства туда, где есть необходимость именно в таких машинах.

DRIVE.RU ссылка на статью

*