Кто мы? Откуда мы? Давайте вместе сделаем самарскую историю богаче и интереснее

КОЛЕСО ИСТОРИИ

Интернет-газета «Самара сегодня» продолжает сбор материалов, посвященных прошлому Самарского края. В этом году мы уже начали публикации по новым темам: «Этот день в истории края», «Самарская губерния 100 лет назад» и «Первый послевоенный год». Но нашу богатую историю невозможно втиснуть в жестко очерченные рамки. Еще недавно считалось, что Самаре 420 лет. Но вот найдена древняя карта, которая говорит, что городу как минимум 650 лет, а может и гораздо больше.

История губернии продолжает пополняться все новыми документами, свидетельствами очевидцев, интересными сведениями из различных архивов. Мы будем публиковать наиболее важные из них. Приглашаем принять участие в поиске новых исторических материалов всех наших читателей, самарских историков, археологов, краеведов, работников музеев, собирателей фольклора. Пишите нам по адресу [email protected] и мы расскажем о ваших находках. Вместе мы сделаем самарскую историю богаче и интереснее.

Архивы САМАРСКАЯ СТАРИНА. КОЛЕСО ИСТОРИИ - Страница 141 из 316 - Лента новостей «Самара Сегодня»

Этот день в истории края. Хроника "запасной столицы"

17 октября 1941 года в Куйбышев прибыл председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин. Вместе с ним по решению Государственного комитета обороны об эвакуации правительственных учреждений в город на Волге приехал маршал Клим Ворошилов и многие ответственные партийные работники. Всем первым лицам дали лучшее в городе жилье и обеспечили их телефонной связью. Домашний телефон Михаила Калинина в Куйбышеве был 0-86, Лазаря Кагановича — 0-42, Николая Шверника — 8-42.

Этот день в истории края. Куйбышевская магистраль

16 октября 1874 года министр путей сообщения России подал царю «всеподданнейший доклад», копия которого хранится в музее Куйбышевской железной дороги. В нем написано буквально следующее: «Вашему Императорскому Величеству имею счастие всепочтеннейше донести, что 12 сего Октября открыто правильное движение пассажирских и товарных поездов по Моршанско-Сызранской железной дороге, от Моршанска до Сызрани, на протяжении 484 3/4 верст».

Этот день в истории края. Запасная столица

15 октября 1941 года немецкие войска вплотную подошли к Москве. Части Красной Армии оставили город Калинин, в столице началась паника, на дорогах появились первые беженцы. Это были трагические для всей страны дни. Утром 15 октября Государственный комитет обороны принял нелегкое решение. Вот оно дословно:

Этот день в истории края. Министр И.Л.Горемыкин

14 октября 1898 года в Самару прибыл министр внутренних дел сенатор И.Л.Горемыкин для ознакомления с экономической ситуацией в губернии. Самарский губернатор А.С.Брянчанинов заранее известил о его приезде городского голову П.А.Арапова. Высокий гость хотел ознакомиться с экономическим положением губернии, которую постиг очередной неурожай хлебов. Так что «головная боль» должна была быть прежде всего у губернатора и земского начальства.

Этот день в истории края. Театр-цирк «Олимп»

13 октября 1904 года в Самарской думе разгорелся нешуточный спор, вызванный предложением построить в городе цирк-театр. Такое предложение поступило от саратовских мещан Акима и Петра Никитиных. Под строительство они просили место на углу улиц Николаевской (Чапаевской) и Предтеченской (Некрасовской) сроком на 12 лет с арендной платой тысяча рублей в год.

Этот день в истории края. Иверская обитель

12 октября 1850 года в Самаре была основана община сестёр милосердия, впоследствии ставшая Иверским женским монастырем. Она была создана для «противодействия расколу и молоканской ереси». Молокане, будучи христианами, не признавали священников и храмов и совершали богослужения в обычных жилых домах под руководством выборных пресвитеров.

Этот день в истории края. Кружечный сбор

11 октября 1891 года «Самарская газета» писала о преподавательской инициативе помощи голодающим.

Этот день в истории края. Самара судостроительная

10 октября 1884 года правление Товарищества механического чугунолитейного завода в Самаре направило в городскую думу прошение: отдать в аренду 400 квадратных саженей земли на берегу Волги рядом с заводом «…под временную верфь, в которой будет производиться сборка железного корпуса вновь стоящегося парохода».

Этот день в истории края. В Персию через Самару

9 октября 1683 года в Самару по Волге прибыло судно шведского посольства, совершавшего путешествие в Персию и далее в Индию. На борту судна находился секретарь посольства Энгельберт Кемпфер, который впоследствии издал записки об этом путешествии.

Этот день в истории края. Проект инженера Суткевича

8 октября 1912 года в Самарской городской управе к исполнению обязанностей заведующего постройкой электрического трамвая приступил Павел Антонович Суткевич.