Готовы ли российские производители нарастить выращивание роз?
Россияне любят дарить розы. Хотя когда-то этот рынок у нас был незначительным, сейчас в России покупают этих цветов чуть ли не больше всех в мире. В основном это импорт. Готовы ли отечественные производители занять эту нишу?
Миллиард роз
Объемы рынка роз в России довольно значительные. Достаточно посмотреть каталог на сайте https://rus-buket.ru/catalog/rozy/bukety-iz-101 — чтобы убедиться в стабильной любви к этому цветку. Считается что именно россияне главные потребители их в мире. Они закрывают 10-15% мирового потребления. И это на самом деле большие объемы.
В 2023 году общий объем цветочного рынка составил не менее двух с половиной миллиардов цветов. По разным оценкам, от 50% до 60% приходится на розы. Именно их чаще всего берут в бутиках и заказывают в интернет-магазинах. Как минимум миллиард роз всех сортов и оттенков. Это если считать только те, что попали на рынок официально.
Откуда они у флористов?
Не секрет, что отечественные предприятия занимают довольно скромную долю «розового» рынка. Ситуация, конечно, стала лучше. Еще в 2020 году российские поставщики занимали 13% и не мечтали об изменениях. В 2023 году речь шла уже о 20% и за несколько лет они вполне рассчитывают занять и 25%. И все равно ситуация выглядит довольно скромно.
Существенно не помогло даже геополитическое противостояние. Логистические и финансовые проблемы начали мешать поставкам главного цветочного партнера – Голландии. Вырос импорт из Эквадора, Колумбии, Чили и Кении. Российские компании тоже нарастили производство. Но всего срезанных цветов смогли вырастить около 500 млн штук (больше половины – розы) и, кажется, из мощностей выжали все, что только могли.
Что мешает росту
Почему же отечественный производитель не смог быстро занять рынок? Причин несколько.
- Прежде всего, надо понимать, что их вообще немного по мировым меркам. Всего действует около 20 крупных фирм, которые выращивают примерно 85% всех российских роз. Эксперты говорят, что всего 200 га площадей можно назвать высокотехнологическими.
- Цветочный бизнес довольно специфический. Быстро нарастить объемы производства тут довольно сложно. Особенно без больших инвестиций, помощи с выделением земли и государственной поддержки в целом.
- Что ни говори, климат в России довольно сложный. Далеко не во всех регионах выращивание роз в промышленных объемах вообще имеет смысл. В таких условиях, пятая часть рынка – это уже заметное достижение.
И все же большинство участников рынка верят, что занять треть рынка российские компании смогут. Где-то к 2030 году.
Реклама. ООО «Технология» ИНН 5410081997 2Vfnxw9vM7E
*