Субъективная четверка. В мировой рейтинг 200 компаний с лучшей репутацией попали четыре российских холдинга
Сразу четыре российские компании попали в опубликованный на днях международным «Институтом репутаций» мировой рейтинг двухсот компаний, обладающих самой высокой репутацией. Это металлургические компании «Мечел» (87-е место) и «Северсталь» (192-е), а также нефтяные холдинги «ЛУКОЙЛ» (172-е) и ТНК-ВР (150-е). Первые места в рейтинге репутаций занимает итальянская компания – производитель макарон Barilla, производитель игрушек LEGO, авиакомпания Lufthansa, магазины IKEA, производители автопокрышек Michelin и автоконцерн Toyota.
Верный признак приближающегося конца года – это публикация самых разнообразных бизнес-рейтингов. Объединения предпринимателей, потребители и сами компании составляют многочисленные списки самых богатых, самых эффективных, самых социально ответственных и других «самых-самых» предприятий. Хотя «рейтинг репутаций» называется международным, в действительности он составляется только на основании опросов граждан только той страны, где базируется ее штаб-квартира. Эксперты международного «Института репутаций» сообщили, что провели «более 30 тысяч прямых интервью с жителями 25 стран», где расположены 750 крупнейших по выручке компаний. При этом потребители присуждали очки в таких четырех категориях, как «оценка», «доверие», «положительное восприятие» и «хорошее отношение». Оценки по каждой категории варьировались в пределах от 0 до 100 баллов.
Среднемировой репутационный рейтинг крупнейших компаний составил 64 балла. У всех компаний, представленных в итоговом списке, он оказался выше среднемирового. Наибольшие шансы попасть в верхушку списка имели те компании, которые выпускают потребительские товары: с их торговыми марками знакомо наибольшее число опрошенных. Поэтому-то завсегдатаями мирового списка репутаций и являются такие компании, как Coca-Cola (продукты питания), 3M Company (производство канцелярских товаров), Sony (бытовая электроника), Microsoft и Google (информационные технологии), General Mills (продукты питания), FedEx (почтовые услуги) и Intel (электронные компоненты). Принципиально важным оказался и уровень рекламного сопровождения товаров у компаний-победителей.
Для России же появление в списке таких компаний, как «Мечел», «Северсталь», «ЛУКОЙЛ» и ТНК-ВР, может показаться одновременно удивительным и симптоматичным. Действительно, национальных брендов в сфере товаров народного потребления за время реформ так и не появилось. Федеральную известность получили пока что только экспортеры металлов, нефти и нефтепродуктов.
«В рейтинг репутаций попали российские компании из числа ведущих, но сказать, что они чем-то кардинально отличаются от других лидеров отечественного бизнеса, я не могу», – заявил вчера «НГ» заместитель гендиректора аудиторо-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. «К тому же мне не понятно, какое восхищение могут испытывать респонденты, которые не являются конечными потребителями металлопроката, труб или сырой нефти, – говорит Микаелян. – Думаю, что рейтинг репутаций можно считать субъективным, и он наверняка изменится уже в следующем году».
«В список лучших попали скорее всего те компании, которые специально работали над улучшением своего корпоративного имиджа», – говорит директор «Института политики регионов» Михаил Хортман. По его словам, «многие российские компании имеют в бизнес-среде по крайней мере не худшую репутацию, чем четверка победителей».
30.11.2006
Михаил Сергеев
*