«Солидарность» рвется в провинцию. Самарский банк раскрыл направление региональной экспансии
Самарский банк «Солидарность», объявивший о планах региональной экспансии еще летом, обозначил направление географического расширения: в 2007 году будут открыты пять представительств на территории Поволжья. По оценкам экспертов, для построения полноценной филиальной сети банку понадобится $10 млн. В то же время они отмечают, что «Солидарности» будет сложно конкурировать с крупнейшими российскими банками на региональном уровне.
Впервые о планах региональной экспансии ОАО КБ «Солидарность» объявило летом этого года, решение о новой стратегии кредитного учреждения было принято на совете директоров 14 июля. «Если брать финансовые показатели, то мы уже давно являемся банком федерального уровня», – мотивировал это решение председатель совета директоров банка Алексей Титов. В том числе — и территориально». Однако направление экспансии стало известно лишь в конце ноября, когда было озвучено, что в следующем году будут открыты пять филиалов в регионах Поволжья, а также представительства банка в Москве и Санкт-Петербурге. В банке отказались уточнить подробности филиального развития кредитного учреждения. По информации „Ъ“, размер инвестиций будет определен в конце декабря этого года, тогда же станет известно, в каком формате «Солидарность» начнет региональное продвижение. Сейчас рассматриваются такие формы, как «филиал», «допофис» и «представительство» (разнятся по объему полномочий. — „Ъ“). По информации источника в кредитном учреждении, скорее всего, «Солидарность» примет во внимание уже существующий опыт работы за пределами Самарской области. Сегодня у банка открыты представительства в Костроме и Чебоксарах. «Работа этих подразделений в банке оценивается как успешная, затраты на их открытие уже окупились, причем в Костроме – с опережением графика», — рассказал пресс-секретарь ОАО КБ «Солидарность» Алексей Сорокин.
Ъ Коммерческий банк «Солидарность» начал свою деятельность в октябре 1990 года и сегодня является одним из крупнейших финансовых институтов Поволжья. Банк имеет 6 филиалов(на территории Самарской области), 21 дополнительный офис, 2 кредитно — кассовых офиса, 5 операционных касс вне кассового узла, а также представительства в Чебоксарах и в Костроме. Валюта баланса банка на 1 июля 2006 года составила 21,558 млрд рублей, капитал — 1,625 млрд рублей, вклады физических лиц достигли 3,734 млрд рублей, кредиты юридических лиц — 12,960 млрд рублей, потребительские кредиты составили 1,575 млрд рублей. Банком эмитировано более 125 тысяч карт. Акционерами банка являются Алексей Титов — 44,01%, Андрей Богданов — 3,46%, Олег Синицын — 4,34%, Михаил Машура — 2,0%, Родион Ковалев — 6,97 %, ЗАО «Ависта» (группа лиц с Титовым) — 12,74%, ЗАО «Интерлизинг» (группа лиц с Синицыным) — 5,71%, ОАО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод» — 1,27%.
Сегодня «Солидарность» изучает рынок регионов, граничащих с Самарской областью, — Ульяновскую, Саратовскую, Оренбургскую области, а также Республику Татарстан. «Солидарность» давно хочет выйти за пределы Самарской области, о чем не раз заявляли менеджеры и владельцы банка, – сказал собеседник „Ъ“ в одном из самарских банков. — В этих регионах, особенно в Ульяновской и Оренбургской областях, в отличие от Самары, не так развита банковская сеть, многие банки представлены через агентов, так что рынок еще готов принять новых игроков». Как рассказал управляющий филиалом ММБ в Самаре Александр Мокрый, «с корпоративной клиентурой Ульяновской и Оренбургской областей работа ведется уже сейчас, но пока осуществляется через филиал банка в Самаре либо через центральный офис в Москве». Аналогичной схемы придерживаются и многие другие кредитные учреждения.
Как сообщил источник, близкий к ситуации, уже в первом полугодии «Солидарность» откроет представительство в Саратове, что подтвердили и в ЦБ РФ Саратовской области, однако подчеркнули, что «никаких официальных документов (с ЦБ согласуются персоны руководителя представительства главбуха, а также помещение) пока не поступало». В Нацбанке Татарстана сообщили, что заявок от «Солидарности» нет.
По оценкам ИК «Финам», для реализации планов экспансии, «Солидарности» потребуется вложить не менее $10 млн в открытие филиалов, еще $1-2 млн в маркетинг. По мнению директора Самарского филиала ОАО АКБ «Росбанк» Александра Шевякова, «такая филиальная сеть может стать рентабельной на третий год работы». Эксперты убеждены, что экспансия «Солидарности» через приобретение местных банков маловероятна. «Сценарий покупки активов будет наиболее сложным — придется покупать сразу несколько банков, а это достаточно дорогостоящие активы. При этой модели придется потратить не менее $20-25 млн. Впрочем, она имеет существенные преимущества в плане быстрого получения доли на рынке. Во всех остальных случаях за нее придется бороться», — считает аналитик ИК «Финам» Дмитрий Тужба. Построение именно филиальной сети вызывает у экспертов сомнение. «Маловероятно, что банк будет делегировать полномочия в эти регионы, открывая самостоятельные филиалы» – считает Александр Шевяков. — Так что конкурировать с федеральными банками с точки зрения скорости принятия решений они, скорее всего, не смогут». В целом же, по мнению господина Шевякова, «шансы у любого самарского банка занять существенную долю на рынке Оренбурга и Ульяновска невелики. За пределами «родного» региона кредитное учреждение не сможет использовать наработанные связи и клиентскую базу, которые в Самарской области обеспечивают банку стабильно хорошее положение». При этом эксперты не исключают, что «Солидарность» может выйти в регионы под уже существующих корпоративных клиентов. «Если у банка есть клиенты, с которыми они работали в Самаре, и те, например, расширяют бизнес, то, скорее всего, кредитоваться будут все в той же «Солидарности», получая некоторые преференции. Это была бы рациональная схема расширения географии банка», — считает источник в самарском филиале одного из федеральных банков.
Открытие представительств в Москве и Санкт-Петербурге эксперты оценивают как имиджевый шаг. «Если говорить о шансах банка открыть филиалы в столицах, то сделать это он сможет. А вот сформировать клиентскую базу будет значительно сложнее. Вряд ли в условиях насыщенного рынка «Солидарность» сможет предложить тем же московским клиентам какие-то существенные преимущества, по сравнению с лидерами рынка, имеющими сильные бренды, развитую сеть отделений», — считает Дмитрий Тужба.
Елена Колычева
САМАРА №223 от 29.11.2006, СР
*