Умерла Любовь Полищук. Это звучит невероятно. Это как если бы умерла сама жизнерадостность, элегантность, экзотичность, красота, торжествующая женственность. Каждое из этих качеств она воплощала в совершенстве. И только теперь мы можем себе представить, чего это стоило актрисе. Какого неженского мужества. Какой самоотверженной любви к профессии.

В ее интервью разных лет можно встретить шутливые рассказы о природе актерства, заставляющего забыть о своих проблемах: «На время спектакля ты всегда здоров». Однажды рассказала, как перед спектаклем у нее наступили боли в спине, — и призналась, что пережила серьезную травму позвоночника. Это было первое предвестие вчерашней трагедии.

Газеты, разумеется, сделали все, чтобы из горя сделать сенсацию, и легко перепутали ее «визиты к пластическим хирургам» с опасной болезнью, требовавшей многократных операций на позвонках. Она выходила к публике в любом состоянии — и была, как всегда, сверкающей, молодой и победительной. Она в одиночку воспитывала сына-младенца — после бессонных суток шла на сцену, и опять зрители ни о чем таком не подозревали, набирались от актрисы энергии, жизнелюбия и оптимизма.

Свой творческий вечер в Останкино она превратила в праздник для миллионов. Актриса тогда едва ли не впервые предстала публике не как дива, а как женщина, окруженная любящими детьми, родными и близкими, если не как глава (она охотно уступала это место мужу, художнику Сергею Цигалю), но как несомненный центр семьи.

С этими внешними данными, природной танцевальностью, с этим юмором она могла стать звездой эстрады. Даже училась в Мастерской эстрадного искусства, а потом выступала в филармонии родного Омска, со своим первым мужем Валерием Макаровым изображая местных Миронову и Менакера. Пока ее не пригласили в Московский мюзик-холл (потом в фильме «Только в мюзик-холле» она сыграет, в сущности, свою судьбу). Оттуда ее и позвал Марк Захаров в свой фильм «Двенадцать стульев», где она с риском для позвоночника танцевала с Андреем Мироновым знойное танго (в одном из па Остап должен был ее уронить, но рабочие забыли подложить матрас).

Мимо такого яркого дарования кино пройти не могло — Полищук стала играть сначала «несерьезное», а потом серьезное, сначала миниатюрное, а потом большое и даже главное — как в фильме «Любовь с привилегиями», где она выступила в паре с Вячеславом Тихоновым.

В Театре «Эрмитаж», где она обосновалась, самой яркой работой был спектакль «Хармс! Чармс! Шардам!», где Любовь Полищук сыграла сразу несколько персонажей. Потом ее «домом» стал Театр «Школа современной пьесы», где особенно запомнилась ее работа в пародийном мюзикле по Чехову «А чой-то ты во фраке?». А затем ушла в антрепризы («Чествование», «Квартет для Лауры», «Мужской сезон», «Искушение»). Из последних крупных работ в кино — «Тихие омуты» Эльдара Рязанова и «Звезда эпохи» Юрия Кары — о Валентине Серовой, где она сыграла мать героини и тоже актрису.

Последний год прошел в борьбе с подступающей болезнью спины. Ей стало больно ходить, были операции, переменные надежды, слухи в прессе. Она все порывалась вернуться к работе и упрямо это делала, снималась на ТВ в сериале «Моя прекрасная няня». И опять зрители ни о чем таком не подозревали.

Пока давно назревавшая трагедия не стала реальностью. Поверить в нее невозможно — это как если бы свет на экране погас.

Президент России В. Путин выразил соболезнования родным и близким актрисы Любови Полищук.

Валерий Кичин, Итар-Тасс, фото

Дата публикации 29 ноября 2006 г.

Российская газета

***