29 ноября 1891 года гласные Самарской городской думы на своем очередном заседании рассматривали просьбу губернатора А.Д. Свербеева. В Самару снова пришел голод. Помочь населению могли общественные работы, которые дадут заработок людям. Александр Дмитриевич, занимавший в то время и пост председателя местного управления «Российского общества Красного Креста», попросил думу рассмотреть вопрос о строительстве гавани для зимнего отстоя судов.

В безопасной стоянке пароходов и барж город нуждался давно. И гласные не раз обсуждали возможность ее сооружения. Но на это требовались десятки тысяч рублей, которых у города не было. Вот и теперь предложение губернатора не нашло поддержки по той же причине. Но патовая ситуация вдруг разрядилась самым неожиданным образом. Из Петербурга пришла телеграмма: «Выхлопотал для Самары устройство гавани даром за счет казны без всяких обязательств города устройство мостовых третья часть расходов казны долгосрочная ссуда без процентов получите официально предложение Лавров».

Гласный Самарской городской думы Сергей Осипович Лавров принимал участие в совещании у Министра внутренних дел по устройству общественных работ в губерниях, пострадавших от неурожая хлебов. Государство отпускало на эти цели безвозвратно 10 миллионов рублей. Решали, в каких местностях, и на какие виды работ лучше всего использовать эти деньги. Лавров и сказал, что в Самаре много людей можно занять на строительстве гавани, мощении улиц, поднятии тракта от Засамарской слободы до Стромиловского хутора. Министр не возражал. Лишь посоветовал, не мешкая, детально обсудить все в думе, чтобы общественные работы принесли больше пользы и голодающему населению, и городу.

Дума выработала такие предложения: мощение улиц и площадей в количестве 175000 квадратных сажен, устройство набережной реки Волги, постройка постоянного моста через реку Самара, в крайнем случае, плашкоутного, ибо ныне действующий крайне ветхий.

О гавани на реке Самаре было сказано особо: «…в высшей степени желательно и город со своей стороны ничего не имеет, если таковая будет устроена за счет Правительства без всякого участия города в расходах на ее сооружение, так и дальнейшее содержание». Строительство гавани началось в 1892 году, но из-за того что отведенное для нее место быстро заносилось песком и мелело, гавань стала принимать суда только в 1894 году.

*