С раннего детства я запомнил, как мама привозила меня в Москву, в Большой «Детский мир» за покупками. Огромные гулкие залы, бесконечные толпы устремленных к очередному отделу c горящими взорами поверх меня людей, тычки авосек и баулов, стремительных дядек, теток и бабулек.

В интернете такого не бывает

Постоянный людской гур-гур, перемежаемый вокзальными объявлениями о том, что в какой отдел поступило, после которых в людском море возникали шторма и водовороты, и надо было держать маму за руку особенно крепко, чтобы не быть унесенным непредсказуемым шквалом покупательского спроса.

От всего этого голова у меня моментально шла кругом, меня не радовали даже отделы игрушек, тем более что как раз там времени — и денег — мы тратили меньше всего. К концу такого похода я уже бывал сам не свой, и мама, посмотрев на меня позеленевшего, начинала выгребать к выходу.

Одна была отрада — дивного вкуса пломбир в вафельных стаканчиках по 20 копеек: во время таких походов мама мне не отказывала. Но этот опыт «Детского мира» привил мне жестокую аллергию на магазины, особенно такие огромные. А повторные прививки мне изредка устраивает жена.

Итак, если вам до смерти неохота, но очень надо, если вы интересуетесь, но как-то времени все нет, или если вы выбираетесь наконец в какой-нибудь гипер-мега-супермаркет, но изобилие сбивает с толку, а поговорить с вами продавцу недосуг… Есть ответ: шопинг в интернете.

Как Емеля печь, я седлаю свой пентиум и отправляюсь по всему миру. Оказывается, я люблю шопинг, но такой — в собственном темпе, в тишине, когда я могу посмотреть, чем этот товар отличается от другого, и не дешевле ли купить его не в лондонском магазине, а, скажем, в Париже или Дрездене.

Как это было

Первый раз делать покупку в интернет-магазине было как-то страшновато, поэтому купил я какую-то мелочь, чтобы не так было обидно, если товар окажется негодным или вовсе пропадет. Опыт оказался удачным, и вот уже несколько лет мы с семьей все больше отовариваемся в режиме онлайн, даже продукты в магазине Tesco заказываем все чаще на дом: ассортимент и качество товаров мы уже знаем, а путаницы почти не бывает, и подгнившую луковицу нам привезли только однажды.

Я уже не припомню, когда я что-либо крупное покупал «въявь», в магазине: компьютеры и всяческие к нему причиндалы, музыкальные колонки, усилители, фотоаппараты, плееры, мебель, холодильник, стиральную машину и многое другое я купил в интернете. Этот рынок уже настолько развит, источников информации о качестве и выборе так много, доставка настолько отлажена, что вещи, которые не нуждаются в примерке, покупать в магазине я просто не вижу смысла.

Есть, конечно, разряды товаров, где без примерки не обойтись: одежда и обувь, например. Я в этом смысле действую по старинке и, хотя и вспоминаю травматический опыт «Детского мира», отправляюсь на добычу лично. Но жена пользуется услугами интернет-магазинов, которые без звука принимают обратно неподошедшие вещи. Процент таких обменов и «попаданий в точку» я не подсчитывал, но жену, кажется, такая «примерочная» очень даже устраивает.

Интернет дает покупателю небывалый прежде доступ к товару, к информации о нем, к оценкам и мнениям. Сейчас меня особенно раздражает реклама по телевидению: зачем вы мне уже год в одном и том же ролике толкуете о достоинствах такого-то изделия? Если мне это в принципе надо, я уже все узнал в интернете — у экспертов и других пользователей — от того, чем хорош или плох какой-нибудь DVD-проигрыватель, до того, какова репутация и сравнительные цены фирмы, предлагающей мне (тоже по интернету) стеклопакеты.

Глобальная комиссионка

Помимо обычных интернет-витрин, есть у сети еще одно достоинство для покупателя, которого заботит бюджет и окружающая среда, а также для любителя или коллекционера: это eBay. Интернетовская комиссионка планетарного масштаба. Популярность eBay настолько велика, что все больше обычных магазинов с новыми товарами вывешивают там свои странички. И так велика вера покупателей в дешевизну представленных там товаров, что я не однажды обнаруживал на ценниках на eBay заметно более высокие цифры, чем в иных местах.

Главный интерес в eBay для, наверное, большинства посетителей — это шанс купить нужную вещь вполцены, да еще с азартом — на аукционе. Или найти редкую вещь, которой в магазинах уже не бывает. Продавцу eBay дает шанс выставить товар для обозрения небывалой прежде покупательской аудитории.

У меня два хобби — мотоцикл и гитары. Покупать и часто менять мотоциклы не позволяет зарплата. Но с музыкой — с гитарами и множеством музыкальных прибамбасов — могу себе кое-что позволить. На eBay я могу отыскать и, если повезет, купить отличный инструмент в прекрасном состоянии за половину того, что с меня возьмут в обычном магазине. Но одной гитары всегда мало, а для них нужно множество других вещей — усилитель, подставка, струны, чехол, звуковая карта и предварительный усилитель, и устройство для прямой записи, и педаль, и шнур и прочая и прочая.

А тут еще по имейлу пришло уведомление по моей «закладке» — о том, что в Америке выставлена на продажу Godin LGT: эту гитару я давно ищу. Так что eBay у меня — почти домашняя страница.

Мой интернет-шопинг не давал мне серьезных поводов к недовольству. Все, что я оплачивал, в конце концов приходило. Ни разу у меня — тьфу-тьфу-тьфу — не было проблем с «засвечиванием» кредитной карточки. Пару раз мне после аукционов на eBay люди отказывались выслать выигранные вещи — но еще до оплаты.

Так что мой опыт в интернете — детские игрушки по сравнению с «Детским миром». Правда, мороженого здесь не разносят. Но я не гордый, за пивом схожу и на угол. А так — в любое время суток в интернете вы найдете массу чрезвычайно полезных и просто совершенно необходимых вещей. Главное — вовремя вспомнить, что это вам не нужно.

Дмитрий Карпов

Би-би-си

Заметки об онлайн-шопинге в России — здесь.

вторник, 21 ноября 2006 г., 18:36 GMT 21:36 MCK

Би-би-си

***