Во вторник, 28 ноября, у православных христиан начинается один из четырех многодневных постов — Рождественский.

Как сообщил РИА Новости секретарь Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества священник Михаил Дудко, «это светлый и радостный пост, который готовит верующих к великому празднику Рождества Христова» (7 января).

«Рождественский пост по продолжительности почти равен Великому посту, но менее строгий», — отметил священник.

В дни Рождественского поста, за исключением сред и пятниц, мирянам можно есть рыбу, но следует воздерживаться от употребления мяса, молока и яиц (в том числе в составе различных блюд).

Цель любого поста — упражнение в воздержании, очищение души от страстей и греховных помыслов, подчинение тела и души — духу. Поэтому пост — это отказ не только от определенной пищи, но и от вредных привычек и увеселений, это время раздумий и усердных молитв.

Святые отцы Церкви, рассуждая о соблюдении постов, называли себя «не телоубийцами, а грехоубийцами». И на Руси издавна от поста освобождались тяжело больные люди, беременные женщины, кормящие матери, воины, рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также люди, находившиеся в пути. Но они по возможности усиленно постились в другие дни, воздерживались от развлечений и приносили покаяние в нарушении поста.

«Одна из проблем для верующих сегодня заключается в том, что Рождество празднуется по старому стилю (7 января), а Новый год — по новому (1 января). Многие просто не отмечают Новый год, считая его недостойным праздником для православного человека, а многие считают важным его отметить, и в первую очередь, молитвами», — отметил Дудко.

По словам священника, существует традиция встречать первые минуты этого светского праздника, «испрашивая у Господа блага для себя, своей семьи и всего народа в наступающем году».

Установление Рождественского поста относится к ранним векам христианства. С IV века он упоминается в творениях отцов Церкви, в том числе блаженного Августина.

Первоначально Рождественский пост длился около недели. На соборе 1166 года при патриархе Константинопольском Луке и византийском императоре Мануиле христианам было положено держать пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Святитель XIV-XV веков Симеон, архиепископ Фессалоникийский, связывал Рождественский пост и с Ветхим Заветом, и с Новым. Моисей, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях «начертание словес Божиих». «А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти», — писал святитель.

Этот пост еще называют Филипповым, так как начинается он 28 ноября — на следующий день после памяти апостола Филиппа.

Пожалуй, если подсчитать ассоциации со словом пост, то главной будет: «чего нельзя есть» — это тот первый вопрос, который мы привыкли уточнять. В дни постов отказывается от молочной и мясной еды почти половина наших соотечественников. Рождественский пост менее строгий, чем великий, поэтому, по уставу, положена и рыба в субботу, воскресенье и все большие праздники. Меру поста верующие определяют со священником, ослабляется пост для больных, беременных, детей. Но сегодня, когда о пользе поста говорят и врачи, соблюсти церковные предписания не так сложно, тем более, что обилие постных рецептов позволяет сделать и постный стол не менее изысканным, чем праздничный.

А вот главный смысл поста, при скрупулезном соблюдении всех ограничений трапезы, остается для многих неизвестным или недостижимым. Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления» — напоминает святитель Иоанн златоуст. И цель поста не гастрономическая, цель его — помочь людям стать хоть немного более хорошими или хоть немного менее плохими.

В церковных кругах известна одна примечательная история. Как-то к одному старцу пришла женщина, работавшая в системе общепита, и пожаловалась, что по долгу службы ей нужно пробовать все люда, в том числе и скоромные. На это старец ответил ей: «Все ешьте. Только людей не ешьте».

Именно поэтому первой и главной традицией на Руси, связанной с этими святыми днями, была Традиция благотворительности и дел милосердия. Народная мудрость гласит: «Милостыня — половина дороги к Богу: пост ведет к вратам рая, а милостыня отворяет их».

И наши предки спешили украсить Рождественский пост делами милосердия. Так царь Алексей Михайлович канун Рождества Христова проводил тайно в тюрьмах и богадельнях, посещая страждущих, а также раздавал милостыню.

Простить застарелую обиду и примириться с обидчиком, подавить в себе раздражение, еще раз удержаться и не сказать о ком-то плохо, перебороть себя и все-таки не обсудить коллегу, уделить побольше времени родителям, посмотреть по телевизору только программу новостей — вот такими маленькими шажками и проходится весь путь поста, а когда оступится человек, ведь без Бога душу не очистишь — значит — на исповедь, каяться перед Ним за все ошибки, чтобы потом было легче исполнить все невыполнимое.

Рождественский пост отличается от Великого поста, он не омрачен воспоминанием о трагических событиях из жизни Спасителя — он весь как восходящая и возрастающая радость.

Поэтому к этому празднику на Руси готовились особенно широко. Устраивались ярмарки, а также приготовлялось рождественское дерево. В Северных странах этим деревом стала елка, символизирующая райское дерево, от плодов которого вкусили Адам и Ева, лишив себя тем самым рая и нарушив Заповедь Божию. Отсюда пошла традиция вешать шары на ветки, как образ плодов. Праздник Рождества Христова открывает для христиан возможность вновь вкусить райскую пищу.

РИА "Новости"

***