Самарская облпрокуратура вчера направила в облсуд уголовное дело в отношении руководителей ОАО «Волготанкер», обвиняемых в мошенничестве, злоупотреблении полномочиями и легализации доходов. По данным следствия, своими действиями топ-менеджеры пароходства нанесли государству ущерб на сумму 998 млн рублей.

В отношении трех фигурантов – экс-председателя совета директоров предприятия Александра Александровича (на фото), исполнительного директора управляющей компании «Волготанкер-АМС» Андрея Азарова и главы датской компании Volgotanker Marine Services Ильи Кацнельсона – дело выделено в отдельное производство

Фото: Михаил Галустов / Коммерсант

Отдел по расследованию особо важных дел Самарской облпрокуратуры передал в суд уголовное дело в отношении руководства ОАО «Волготанкер». Как рассказали Ъ в отделе облпрокуратуры, на сегодняшний день в деле фигурируют семь топ-менеджеров пароходства, которых обвиняют в мошенничестве (ст. 159 УК РФ), легализации доходов (ст. 174 УК РФ), злоупотреблении полномочиями (ст. 201 УК РФ). В отношении трех фигурантов – экс-председателя совета директоров предприятия Александра Александровича, исполнительного директора управляющей компании «Волготанкер-АМС» Андрея Азарова и главы датской компании Volgotanker Marine Services Ильи Кацнельсона (они находятся в международном розыске, и Генпрокуратура добивается их экстрадиции из Великобритании) – дело выделено в отдельное производство.

Пока же судить будут главбуха ОАО Любовь Базильскую, руководителя службы безопасности компании Евгения Артюхова, руководителя судоходной политики «Волготанкера» Юрия Исаичева, руководителя самарского филиала пароходства Владимира Корякова (в настоящее время – руководитель башкирского филиала ОАО). По мнению следователей, в результате незаконной деятельности топ-менеджеров пароходства государству был нанесен ущерб на общую сумму 998 млн рублей.

«Волготанкер» – один из крупнейших речных перевозчиков нефтепродуктов в России. До 2000 года ею управляли структуры НК ЮКОС. В первом квартале 2006 года пароходство получило 158 млн рублей чистого убытка. В настоящее время на счета и флот «Волготанкера», состоящий из 353 судов, наложен арест. Количество работников ОАО сократилось с 10 тыс. до 2 тыс. человек. Сумма налоговых претензий государства к пароходству приближается к 1 млрд рублей.

Напомним, что прокуратура возбудила уголовное дело против руководства ОАО «Волготанкер» 11 августа 2004 года по факту незаконного возмещения НДС за 1999-2004 годы в сумме около 800 млн руб. Позже сумма претензий возросла с учетом процентов и вскрывшихся злоупотреблений топ-менеджеров пароходства. В конце февраля 2005 года облпрокуратура заочно предъявила обвинение в мошенничестве и легализации доходов Александру Александровичу, Андрею Азарову, Илье Кацнельсону, объявив их в международный розыск.

По словам высокопоставленного источника Ъ в Самарской облпрокуратуре, схема мошенничества руководства ОАО выглядела следующим образом. Пароходство передавало датской Volgotanker Marine Services (ее фактически контролировали владельцы «Волготанкера») и ряду других иностранных компаний в аренду суда для экспортных перевозок нефти и нефтепродуктов. «За экспортные перевозки предусмотрено возмещение НДС. Документы оформлялись таким образом, что перевозчиком якобы выступал «Волготанкер», хотя пароходство являлось всего лишь арендодателем судов для иностранных компаний»,– пояснили облпрокуратуре. В этом ведомстве полагают, что по закону «Волготанкер» должен был получать только прибыль от сдачи судов и команд в аренду. «Они же получили от государства в течение 1999-2004 годов возмещение НДС за экспортные перевозки на сумму 800 млн рублей»,– подчеркнул собеседник Ъ.

С конца весны 2006 года деятельность компании фактически заморожена. При этом собеседник Ъ в отделе по расследованию особо важных дел не исключил, что менеджеры компании, заявляя о прессинге со стороны прокуратуры и массовых увольнениях, «создавали политическую подоплеку под обычное уголовное дело».

Получить официальные комментарии в ОАО «Волготанкер» не удалось, поскольку, по словам представителей компании, «никто из тех, кто был уполномочен комментировать происходящие события, в пароходстве уже не работает».

ПАВЕЛ Ъ-СЕДАКОВ, ЕВГЕНИЯ Ъ-НИКОЛАЕВА, Самара

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 222 (№ 3553) от 28.11.2006, ВТ

КОММЕРСАНТЪ

***