Образованию делают обрезание. Чем обернется сокращение бюджетных мест в вузах России?
Количество бюджетных мест в госвузах сокращается, а студентов между тем за счет платного образования в стране с каждым годом становится все больше и больше. Зато в ПТУ и колледжах наблюдается явный недобор учащихся. Такие данные стали известны после подведения итогов приема-2006.
Хотя в российские ПТУ зачислили на 800 человек больше, чем год назад, контрольных цифр набора (69,6 тыс. человек) все равно не достигли. Еще большое отставание получилось в колледжах и техникумах — здесь недосчитались почти 8 тысяч человек (из 260,7 тыс. по плану). Конкурса в начальных и средних профучреждениях практически не было — ребята туда шли очень неохотно. И это притом что в стране не хватает квалифицированных рабочих кадров. Их дефицит составляет свыше 200 тысяч человек.
Зато высшее образование процветает — за последние пять лет число российских студентов удвоилось и достигло 7,2 млн. чел. Но это увеличение произошло в основном за счет коммерческих вузов. Число же бюджетных мест в госуниверситетах и академиях постоянно сокращается. В 2006 году вузы Рособразования приняли на бюджетной основе 425,2 тысячи человек — на 9,2% меньше, чем в 2005-м. Наибольшим спросом у абитуриентов пользовались естественно-научные, технические и медицинские специальности. Традиционно высокий конкурс был среди будущих экономистов, управленцев и работников сферы обслуживания. В среднем же он составил 4 человека на место.
По мнению экспертов, число “договорных” студентов будет увеличиваться и дальше. Но не у всех российских семей есть деньги, чтобы оплатить дорогостоящую учебу. К примеру, погрызть “гранит науки” в столичном вузе стоит в среднем 3—3,5 тысячи долларов в год, а в престижных университетах и академиях — 5—7 тысяч. На помощь выходцам из небогатых семей могут прийти образовательные кредиты. Год назад депутаты Госдумы решили внести законопроект, направленный на то, чтобы сделать платное образование более доступным. Суть его проста: студент сдает вступительные экзамены, а затем заключает трехсторонний договор с вузом и банком. Банк переводит институту деньги, а вуз дает знания. Предусмотрено три вида образовательных кредитов: основной (140 тыс. руб. в год), дополнительный (70 тыс. руб.) и сопутствующий (равен годовому прожиточному минимуму в регионе). Первый можно потратить на учебу, второй — на получение дополнительных знаний, а третий — на себя, любимого (аренду квартиры, питание, учебники и т.д.). Ссуда выдается в рублях на 10 лет под 12% годовых. Возвращать ее надо уже после получения диплома.
Однако банки не очень активно участвуют в кредитовании студентов — боятся, что те наберут в долг и разбегутся. Государство же может гарантировать возврат только 10% взятых на учебу денег. К тому же банкиры недовольны маленьким процентом годовых (его устанавливает правительство). Поэтому законопроект вот уже год пробуксовывает. Пока решено, что 4 года будет проводиться эксперимент по образовательным кредитам, а потом Дума решит, стоит ли его расширять до масштабов всей страны. Пока деньги на учебу будут выдаваться только 7,5 тыс. студентов ежегодно. В теории же брать образовательные ссуды могут до 120 тысяч человек в год. Сегодня в эксперименте принимают участие 10 московских и 1 петербургский вуз. Частные институты лишены возможности набирать “кредитных” студентов, что ущемляет их права.
В 2006 году уменьшился прием в аспирантуру — на 1480 человек (8,5%). Количество докторантов также сократилось, правда, всего на 1%. По словам главы Рособразования Григория Балыхина, в аспирантуре по-прежнему остаются проблемы с защитой диссертаций — в срок сдается только 35% работ. Значит, надо еще больше сократить число претендентов на ученую степень кандидата наук и довести его до нормы 2 аспиранта на 100 студентов (сейчас 4 на 100).
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
•Петр АНИСИМОВ, начальник управления Рособразования:
— Нужно уменьшать прием в вузы на бюджетной основе. Тем более что по некоторым специальностям (юрист, экономист) у нас и так наблюдается переизбыток людей с высшим образованием. В то же время в промышленности остро не хватает квалифицированных рабочих. Однако норма, записанная в законе “Об образовании” (170 бюджетных студентов на 10 тысяч человек населения), остается неизменной.
•Валентина ИВАНОВА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы:
— Сейчас практически установилось равенство между количеством выпускников школ и числом мест в вузах. За предыдущие четыре года реализовался весь так называемый “отложенный прием” — те ребята, кто не поступил с первого-второго раза, сейчас уже учатся в институтах. Поэтому сокращение приема на бюджетные места — это вынужденная мера. Иначе придется брать всех подряд, а это недопустимо. Должен сохраниться хотя бы минимальный конкурс — чтобы учились достойные студенты.
•Игорь ФЕДОРОВ, ректор МГТУ им. Баумана:
— Сокращение количества бюджетных студентов — процесс нежелательный. Но главное, чтобы соблюдались положения закона “Об образовании”. Что же касается нашего университета, то уменьшение приема на инженерные специальности пока минимальное. Конкурс остается хорошим, ребята идут к нам охотно.
•Никита ЧАПЛИН, президент Российского союза студентов:
— Некоторые ректоры оправдывают увеличение числа студентов-платников тем, что таким способом они якобы борются с коррупцией. Действительно, в каждом вузе есть недобросовестные преподаватели, которые за деньги проталкивают своих абитуриентов. Понятно, что “контрактники” выгодны и самому учебному заведению — это дополнительные деньги. Но есть и другая сторона медали — общее число студентов за счет платников увеличивается, а количество профессоров и число аудиторий остается практически тем же. К тому же не секрет, что к “договорным” студентам относятся в вузах более либерально, чем к бюджетным. За счет этого происходит снижение качества обучения. На мой взгляд, надо увеличивать финансирование высшего образования и таким образом решать проблемы вузов, а не сокращать число бюджетных студентов.
Московский Комсомолец
от 28.11.2006
Игорь СЕРГЕЕВ
*