Новый мост через Казанку, или четвертая транспортная дамба, — один из крупнейших объектов, которому уделяется особое внимание в ходе подготовки к 1000-летию столицы республики. Как считают специалисты, этот мост станет самым красивым в Татарстане.

Главная его особенность в том, что мост относится к типу вантовых, основная балочная конструкция здесь поддерживается вантами (тросами). В современных мостах диаметр тросов может составлять 7-9 сантиметров, что при определенном освещении делает их малозаметными. На расстоянии будет казаться, что тонкая лента балочной конструкции как бы самостоятельно зависла над рекой. Этот оптический эффект придаст мосту легкость и элегантность. Вместе с тем это будет прочное и надежное сооружение. Ведь проектировали его специалисты авторитетного московского института «Гипротрансмост», а претворение их разработок в жизнь поручено коллективам мостоотряда №3 ОАО «Волгомост», на счету которых десятки крупных путепроводов, в том числе и уникальный мостовой переход Сорочьи Горы — Мурзиха.

При помощи тросов будут поддерживаться два 94-метровых центральных пролетных строения моста. По словам начальника департамента внешнего благоустройства Казани Дениса Егорова, они будут располагаться как раз над русловой частью Казанки. А если учесть, что высота моста составит почти 11 метров, то и с судоходным движением под ним проблем не будет.

Ширина Казанки в месте возведения мостового перехода превышает полтора километра. Поэтому было решено со стороны проспекта Амирхана отсыпать почти 700 метров дамбы. Остальная часть моста будет покоиться на опорах.

Индивидуальность каждого вантового моста во многом определяется конструкцией пилона. Это своего рода ворота, к которым с обеих сторон крепятся тросы, поддерживающие центральные пролетные строения. В Казани эту опору сделают в виде буквы «М», что символизирует миллениум — тысячелетие города. Между прочим, высота этой буковки составит около 40 метров!

Под воротами будет проезжая часть — три полосы в каждом направлении, общая ширина всех шести превысит 20 метров.

Следует заметить, что в Казани мостовой переход решили сделать не цельным, а в виде двух параллельных пролетных строений, каждое из которых предназначается для движения транспорта в определенном направлении. Сделано это потому, что при устройстве широких мостов возникает потребность в обеспечении устойчивости балочной конструкции в ветровом потоке. Прокладка двух расположенных рядом пролетных строений частично решает эту проблему.

После открытия моста «Миллениум» казанцы навсегда распрощаются не только с понтонным путепроводом, служившим им верой и правдой с 1999 года, но и с крутым подъемом по улице Толстого, причинявшим водителям уйму неудобств. Новый мост будет смещен на 700 метров в сторону компрессорного завода. Основной же спуск к нему начнется с улицы Вишневского через Центральный городской парк. И, по словам главного инженера проекта малого казанского кольца Сулеймана Мансурова, будет он настолько плавным, что водители даже не почувствуют перепада высот.

То, что проезд к мосту протянется через парк, в свое время сильно взволновало общественность. Мол, в городе и так зелени немного, а тут еще эта «стройка века». Но, как говорится, нет худа без добра. Во-первых, в стоимость работ по строительству проезда к мосту заложены средства и на реконструкцию самого Центрального парка, поясняет Сулейман Мансуров. Во-вторых, дорогу проведут по оврагу, заросшему деревьями и кустарниками отнюдь не ценных пород. Так что вмешательство в существующие посадки будет аккуратным.

Новый мостовой переход через Казанку станет ключевым звеном малого транспортного кольца, которое призвано разгрузить центр города. Схема этого маршрута такова: улицы Братьев Петряевых — Эсперанто — Вишневского — Центральный парк — мост «Миллениум» — проспект Амирхана — улицы Чистопольская — Вахитова.

Большой объем работ предстоит выполнить дорожным строителям на пересечении улиц Вишневского и Ершова, где появится развязка тоннельного типа. То есть подход к мосту начнется под улицей Ершова и не будет создавать помех на перекрестке. Расширится и начало самой улицы Вишневского. После завершения всех работ ее поперечный профиль на отрезке до пересечения с улицей Шмидта составит около 50 метров. Расширение произойдет за счет сноса ряда ветхих домов по нечетной стороне.

Общая стоимость всего объекта — около 3 миллиардов рублей, из них 2, 2 миллиарда приходятся на мост. Как сказал Денис Егоров, к 30 августа 2005 года — юбилею столицы Татарстана — будет сдан первый пусковой комплекс: три полосы движения по мосту, а также подходы к нему с обеих сторон. На эти цели потребуется около полутора миллиардов рублей.

Пока на строительство моста из бюджета республики выделено около 200 миллионов рублей. Остальные средства планируется привлечь через заимствования под гарантии администрации Казани. Работа в этом направлении уже ведется. Ведь, как считает первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Павел Чернов, заемные средства необходимо привлечь уже в текущем году, это диктуют сроки сдачи первого пускового комплекса. Ожидается, что деньги через заимствования начнут поступать уже с июля.

Газета «Республика Татарстан», 25 марта 2004 г.

www.tatar.ru

*