Автогонщик Алекс Дзанарди опять сел за руль болида после того, как пять лет назад потерял в аварии обе ноги. Дзанарди провел три дня за рулем «БМВ-Заубер», тестируя болид этой команды «Формулы-1». С двумя протезами и передвигаясь на костылях, 40-летний гонщик показывает результаты, которые по силам не всем здоровым пилотам.

Возвращение за руль начал с трассы, где разбился

Алессандро был малоизвестным гонщиком «Формулы-1» – нетипично тихий и скромный итальянец провел в «королевских гонках» 5 сезонов, но высшее его достижение – лишь 6 место в далеком 93-м году. Просто он выступал за команды с абсолютно ненадежной техникой. Зато, перейдя в менее престижные гонки болидов CART, он стал легендой, дважды выиграв чемпионат.

15 сентября 2001 года случилась одна из самых жутких аварий в истории автоспорта. Дзанарди, как обычно, лидировал в гонке, которая проходила на немецкой трассе Lausitzring. Но когда он выезжал из пит-стопа, произошло столкновение – итальянец не смог вырулить от идущего «по главной» Алекса Таглиани. Тот на скорости 330 км/ч врезается в болид Дзанарди, разносит его в щепки – и авто итальянца сталкивается со стеной…

Четыре дня Дзанарди был в коме. Врачам пришлось ампутировать ему обе ноги – одну выше колена, другую – ниже.

Но уже через два года Алекс… сел за руль. Пилотируя фактически ручным управлением, он проехал те тринадцать кругов, которые не доехал тогда, в 2001, на той же трассе, где чудом не погиб. Причем сделал это на довольно-таки конкурентоспособных скоростях – почти 310км/ч, показав пятое время (!) в квалификации. Дзанарди убедился, что может вернуться в большие гонки. Что подтвердил уже через два года, когда в престижном чемпионате «кузовников» WTTC выиграл одну из гонок!

Главное – залезть в болид

Однако сесть в тесный болид «Формулы-1» – совсем другое дело. «В начале года Алекс попросил меня пройти ему тесты. Мне казалось, что он шутил, но инженеры пообещали должным образом подготовить машину», – рассказал спортивный директор «БМВ-Заумбер» Марио Тайссен о том, как его «конюшня» решила осуществить мечту итальянца. «Формула-1» быстро прогрессирует, и мне хочется сравнить свои ощущения с теми, которые запомнились по последнему гран-при в 1999-м, – сказал Алессандро. – Надо только научиться залезать в эту машину».

Технически же болид для Дзанарди оборудовали так: роль педали газа исполнял рычаг на рулевой колонке, а педаль тормоза перемещена в правую часть кокпита. Подобную конструкцию механики использовали ради Занарди и когда он участвовал в «кузовных» гонках. «Удивительно то, как он тормозит с помощью протезов, ничуть не уступая другим гонщикам в силе нажатия на педаль, – удивлялся тогда Марио Тайссен. – Физически и морально Алекс в отличной форме, он выступает на уровне лучших гонщиков чемпионата! (WTTC. – Ред.)».

Сам Дзанарди после тестов был вне себя от радости: «Я действительно, действительно счастлив! Чувствую себя подобно кому-то, кто был выброшен на необитаемый остров много лет назад, и внезапно к нему присоединяется топ-модель!».

«В «Формулу» не вернусь»

Впрочем, болельщики Дзанарди зря рассчитывали на уникальный случай – что Алекс после удачных тестов сможет участвовать в чемпионате. «Больше я никогда не подпишу контракт с командой «Формулы-1», – этими словами Дзанарди не только развеял фантастические догадки, но и дал повод критикам. Безногий пилот вряд ли может с пользой для команды протестировать болид, да и сам он не скрывает, что получает лишь удовольствие от нескольких дней езды. Посему и появились в прессе высказывания, дескать, «БМВ» просто пиарится, причем таким вот далеко аморальным способом. Ведь вместе с Дзанарди участие в тестах принял еще и 18-летний (!) Марко Хольцер – тоже наделавший шуму вокруг «БМВ».

Алессандро же сумел достойно ответить критикам: «Многие тоже называли PR-акцией мое возвращение в гонки. Но все получилось, и победы стали лучшим ответом критикам. Человек с серьезными травмами, инвалид, с помощью современных технологий может добиться всего или почти всего! И эти тесты – лучший способ доказать: я не изменился, я прежний Дзанарди, который пытается получить от жизни все и делает это».

Сергей БОЛОТНИКОВ / 27.11.2006

Газета по-киевски

***