Как стало известно «НИ», в северной части Японского моря недалеко от поселка Преображение (Приморский край) в пяти милях от родного берега уже несколько суток стоит на якоре рефрижератор «Мыс Турали». Брошенный судовладельцем на произвол судьбы экипаж страдает от голода и холода. Продукты на судне почти закончились еще неделю назад. Из-за нарушения визовых формальностей пограничники не разрешают членам экипажа судна отправить шлюпку на берег, а другим кораблям – приблизиться к кораблю и оказать ему помощь. 36 рыбаков стали заложниками абсурдной ситуации.

Еще 6 сентября рыбодобывающее обрабатывающее морозильное судно «Мыс Турали» (порт приписки Петропавловск-Камчатский, владелец – компания «Акиба») вышло из Владивостока в Охотоморскую экспедицию. В середине сентября по приказу судовладельца «Мыс Турали» выдвинулся в северную часть Японского моря, к берегам Приморья. В середине ноября на судне закончилось топливо. На все запросы капитана обеспечить бункеровку топливом и провиантом судовладелец отвечает молчанием. Компания «Акиба» зарегистрирована в Москве.

Оказавшись рядом с приморским берегом, рыбаки стали названивать родственникам во Владивосток по мобильным телефонам. Дважды с борта судна уходил сигнал бедствия, но помощи рыбаки не получили. «В субботу к нам вышло судно «Огнево» из Находки, но поскольку наше судно «визировано», пограничники не разрешают швартоваться к нам другим судам. «Огнево» развернулось и ушло. Другое судно тоже пыталось оказать помощь, но ему запретили приближаться. Для приема продуктов мы должны выйти за 12-мильную зону, но у нас нет топлива», – рассказала «Новым Известиям» прямо с борта член экипажа, кок Наталья Никитина.

Во Владивостокском морском спасательно-координационном центре подтвердили получение сигнала с «Мыса Турали». «Судно находится в территориальных водах, стоит на якоре. Если бы их несло на скалы или была иная угроза жизни экипажа, тогда можно было требовать помощи от спасателей. А так это – следствие нерасторопности судовладельца, в его обязанности входит обеспечение судна топливом и продовольствием», – заявил вчера «НИ» дежурный в спасательном центре.

Как сообщили «НИ» члены экипажа, из продуктов на судне осталась только китайская лапша. Консервы закончились две недели назад. Рыбаки пытаются ловить рыбу с борта судна на самодельные удочки. Заканчивается запас воды. Горят только аварийные огни, вчера отключилась судовое электропитание и отопление. Чтобы не замерзнуть, люди надевают все теплые вещи и спят под несколькими одеялами. «Мы стоит в 4–5 милях от берега, видим огни поселка Преображение, они нас тоже видят. Одну сигарету курим на 10 человек, по одной затяжке. Пограничники говорят, что, если попытаемся спустить шлюпку, это расценят, как нарушение государственной границы», – рассказала «НИ» Наталья Никитина.

Сегодня родственники рыбаков попытаются организовать во Владивостоке пикет. Но они толком даже не знают, к кому обращаться, – то ли к местным властям, то ли к пограничникам.

ДМИТРИЙ КЛИМОВ, Владивосток

27.11.06

понедельник

«Новые Известия»

*