Профсоюз “GM-АвтоВАЗа” объявил бойкот международному концерну General Motors. В пятницу он устроил пикет напротив здания GM в Москве с призывом не покупать автомобили GM, если руководство компании не признает профсоюз и не восстановит на работе уволенную сотрудницу. Всероссийская конфедерация труда грозит направить предложение бойкотировать GM другим профсоюзам компании в мире.

Проектная мощность СП “GM-АвтоВАЗ” — 102 000 машин в год. Базовая модель — Chevrolet Niva, в 2005 г. начат выпуск Chevrolet Viva на базе Opel Astra. В 2005 г. СП продало 51 806 автомобилей, из них 2000 — Viva. На предприятии работает 1200 человек. Профсоюз на предприятии был создан 28 июля 2006 г.

Независимый профсоюз “GM-АвтоВАЗа” призвал на прошлой неделе потребителей не покупать автомобили корпорации General Motors — Chevrolet, Opel, Hammer, Cadillac. Призыв был распространен в Тольятти через тольяттинские электронные и печатные СМИ, рассказал председатель профсоюза Андрей Ляпин.

А в пятницу профсоюз совместно с Всероссийской конфедерацией профсоюзов (ВКТ) и социалистическим движением “Вперед” организовал пикет у входа в офис московского представительства General Motors в Москве. Пикетчики требовали официально признать профсоюз и восстановить на работе активистку профсоюза Ильсияр Шерафутдинову, которая была уволена 17 декабря 2005 г. по статье “за прогулы”, хотя, по утверждению Ляпина, она находилась на больничном.

Председатель Всероссийской конфедерации труда Борис Кравченко рассказал, что за несколько дней до пикета он направил официальное письмо главе GM CIS Уоррену Брауну с предупреждением, что, если руководство GM не отреагирует на требования пикетирующих, ВКТ инициирует бойкот на уровне всех профсоюзов GM.

Конфликт профсоюза и руководства “GM-АвтоВАЗа” длится почти полгода. В августе в защиту профсоюза выступил депутат Госдумы Анатолий Иванов, направивший в прокуратуру Автозаводского района Тольятти запрос с требованием “принять меры в связи с необоснованными досмотрами сотрудников “GM-АвтоВАЗа”. Поводом послужил досмотр на проходной лидера профсоюза Ляпина. Прокуратура Автозаводского района Тольятти провела проверку и признала незаконность досмотра, рассказал Иванов.

Представитель GM CIS Ирина Калашникова о пикете ничего не знает. По ее словам, весь день в пятницу она находилась на работе в офисе. Зато сотрудник одной из организаций, размещающихся в офисном здании на Гоголевском бульваре, 11, рассказал, что в пикете участвовали 15-20 человек.

“GM-АвтоВАЗ” не намерен сдавать позиции. Представитель компании объяснил, что руководство не получило полного пакета документов, регламентирующих правовую деятельность профсоюза, а потому признавать его пока не будет. Увольнение активистки профсоюза Шерафутдиновой в компании считают законным: она была уволена в связи с выявленными Фондом социального страхования нарушениями в представленных ею работодателю больничных листах, сказал представитель компании.

В “GM-АвтоВАЗ” надеются, что покупатели не поддержат призыв профсоюза и не поверят в состоятельность его доводов. “Мы не понимаем организацию, которая призывает не покупать продукцию компании, создающей рабочие места и материально обеспечивающей семьи сотрудников, — сказал представитель «GM-АвтоВАЗа». — Мы полагаем, что наша компания имеет, возможно, лучшие показатели по безопасности и условиям труда в сравнении с другими автомобильными предприятиями в России”.

Лидер профсоюза “Единство” на “АвтоВАЗе” Петр Золотарев назвал призыв к бойкоту продукции GM “крутой мерой”, но обоснованной. Он согласился с “GM-АвтоВАЗом”, что призыв не покупать продукцию своего предприятия может отразиться на объеме продаж и в конечном итоге на условиях труда самих рабочих. “Но такое отношение работодателя к работнику, какое мы видим на «GM-АвтоВАЗе», приводит к скрытому браку”, — уверен он.

Руководитель профсоюза завода Ford во Всеволожске Алексей Этманов считает, что бойкот продукции GM со стороны профсоюза — “удар по имиджу” всей компании. Если призыв бойкотировать GM пройдет по всей России, это скажется на результатах продаж, уверен он. “Я бы не стал покупать автомобиль, собранный на заводе, у которого есть проблемы с профсоюзом”, — сказал Этманов.

Дилеры не верят, что призыв профсоюза способен повлиять на объемы продаж машин GM, но признают, что некоторые покупатели могут предпочесть автомобили других марок. “Но вряд ли большинство потребителей серьезно воспримет этот призыв”, — считает сотрудник тольяттинского дилера “GM-АвтоВАЗа” Вадим Кислюк. Он полагает, что действенность этой акции будет зависеть от того, насколько широко профсоюз сможет распространить информацию о ней.


ПРИМЕР ПОДАЛА ЗАГРАНИЦА

Случаев, когда профсоюз призывал не покупать продукцию своего предприятия, в России еще не было, говорит Алексей Этманов. Но, по его словам, в международной профсоюзной деятельности это распространенная практика. Например, призывами отказаться от услуг авиакомпании сопровождалась осенью 2005 г. стачка механиков американской Northwest Airlines. А в 2000 г. в знак протеста против запланированной концерном BMW продажи своей “дочки” Rover английские профсоюзы призвали потребителей к бойкоту продукции немецкого предприятия.

Глеб Столяров

Ведомости – Самара

27.11.2006, №223 (1750)

Ведомости – Самара

*