Иномарки станут дешевле «Жигулей». Импортные автомобили завоюют внутренний рынок
Снижение импортных пошлин приведет к резкому удешевлению иномарок. Экономия для покупателя иномарки такого класса составит около 7–8 тысяч долларов. Государство смирилось с потерей внутреннего рынка автомобилестроения.
Как следует из сделанного в пятницу заявления замдиректора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Андрея Кушниренко, «вступление в ВТО будет болезненно для российских предприятий, при этом самостоятельно создавать современные модели наши производители не смогут, так как у них нет миллиардов долларов для собственных разработок».
По его словам, семилетний график снижения пошлин в ходе присоединения России к ВТО предполагает снижение ставок на новые иномарки с 25 до 15% от цены. Ожидается, что в первые четыре года после присоединения к ВТО пошлины на импорт новых автомобилей сохранятся на нынешнем уровне в 25%, на пятый год ставка будет снижена до 20%, на шестой – до 17% и на седьмой год – до 15%. Одновременно будут отменены и спецпошлины, зависящие от объема двигателя автомобиля. Кроме того, пошлины на иномарки возрастом от 3 до 7 лет также будут снижены с 25 до 20%. В результате этих мер внутренние цены на иномарки могут сильно упасть.
Уже сейчас отечественные «Жигули» последних марок стоят на российском рынке заметно дороже отдельных иномарок, в основном малолитражек, которые, как правило, превосходят их по качеству. Со снижением импортных пошлин в эту категорию войдут и другие модели, которые потеснят отечественные автомобили в низкобюджетном сегменте. Не в пользу российского автопрома изменится ситуация и в более дорогих сегментах рынка. Ситуация, когда цена на иномарку среднего ценового сегмента в России и за рубежом будет отличаться на 10 тыс. долларов и больше, уйдет в прошлое.
Официально комментировать мрачные перспективы российского автопрома представители крупнейших автопроизводителей вчера не стали. В то же время в неофициальных комментариях они признают обрисованную Кушниренко угрозу. «Если принято политическое решение о снятии защитных барьеров, то нам придется смириться с падением продаж и сокращением производства», – заявил вчера «НГ» на условиях анонимности представитель одного из российских автозаводов.
В то же время окончательное исчезновение отечественному автопрому скорее всего не грозит. «Российские предприятия могут выжить за счет выпуска специальной техники в узких рыночных нишах», – считает независимый аналитик Валерий Тараканов. «Такие компании, как «Северсталь-Авто», смогут сохранить производство внедорожников для силовых структур или спецтехники для работы в северных районах, – считает эксперт. – А, например, Горьковский автозавод сможет выпускать коммерческие грузовые машины или автобусы». АвтоВАЗу, по мнению экспертов, придется искать стратегического партнера среди иностранных производителей. Это мнение поддерживает и Андрей Кушниренко, который заявил, что «те из производителей, кто не найдет стратегического партнера – будет снижать долю на рынке, даже если производство останется на прежнем уровне».
И выиграют от этого прежде всего импортеры иномарок и их конечные покупатели. Сегодня автомобили класса «Тойота Камри» или «Мицубиси Галант» стоят в России около 30 тысяч долларов, тогда как в США – около 20 тысяч. Большая часть этой разницы в ценах образуется сегодня за счет ввозных и специальных пошлин, исчисляемых пропорционально объему двигателя. Но через семь лет эти спецпошлины будут заменены на так называемые адвалорные – то есть пропорциональные только цене машины, а сами ставки будут уменьшены почти вдвое. В результате экономия для покупателя иномарки такого класса составит около 7–8 тысяч долл.
Снижение пошлин шире откроет российский рынок и для производителей из развивающихся стран. По мнению Валерия Тараканова, продолжится и обретет новые масштабы экспансия автопроизводителей из Китая, Индии и Ирана. По оценкам Минпромэнерго и большинства экспертов, в 2010 году Россия ввезет один миллион новых иномарок. «При таком росте импорта шансов на выживание российского автопрома очень мало», – считает Тараканов.
Михаил Сергеев
27.11.2006
*