"Аэрофлот" готовится к битве за Россию
При завоевании российского рынка «Аэрофлот», похоже, будет использовать традиционные для крупного перевозчика принципы жесткой ценовой конкуренции и поглощения мелких компаний
Вчера авиакомпания «Аэрофлот – российские авиалинии» объявила о своих планах на летний период. Как и следовало ожидать, в новом расписании, которое будет действовать с 28 марта по 30 октября этого года, перевозчик значительно расширил географию своих полетов внутри страны. Еще в феврале этого года «Аэрофлот» заявил о своем намерении выйти в лидеры на рынке внутрироссийских перевозок и увеличить свое присутствие на нем к 2010 году с нынешних 9% до 30-40%. Сейчас по числу пассажиров, перевезенных внутри страны, его опережает «Сибирь». Ради этой цели «Аэрофлот» пошел даже на сокращение количества международных рейсов и фактически свернул свои чартерные программы. Однако, несмотря декларируемые ранее принципы «цивилизованной конкуренции» с региональными перевозчиками, похоже, что завоевание российского рынка «Аэрофлот» будет вести вполне традиционными способами – ценовой конкуренцией и поглощением мелких авиакомпаний.
Как сообщил на прошедшей вчера пресс-конференции заместитель гендиректора «Аэрофлота» Игорь Десятниченко, в летний период авиакомпания будет выполнять полеты в 88 городов 42 стран мира, в том числе в шесть стран СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия, Киргизия, Украина, Узбекистан). Всего с марта по октябрь планируется перевезти 4 млн пассажиров, для чего будут задействованы 72 самолета десяти типов. «Поднят на крыло весь наш флот», – прокомментировал гендиректор авиакомпании Валерий Окулов. Из новых российских направлений в расписании «Аэрофлота» появятся пять городов: Барнаул, Кемерово, Тюмень, Сургут и Красноярск. Характерно, что по крайней мере в трех из заявленных новых пунктов присутствуют свои сильные региональные перевозчики. Красноярск является «родным» городом для четвертого по пассажирообороту российского перевозчика – авиакомпании «КрасЭйр». А Сургут и Тюмень – основные города маршрутной сети пятого по величине перевозчика – UTair. Кроме того, «Аэрофлот» существенно увеличивает количество рейсов на Санкт-Петербург (с 35 до 53), а, как известно, именно этот маршрут обеспечивает более половины прибыли для питерской авиакомпании «Пулково».
Свое летнее расписание представители «Аэрофлота» составляли уже с учетом отмены квотирования на внутренних авиалиниях (дату отмены квотирования Министерство транспорта, еще до реформы правительства, назначило на 1 апреля). Почти на всех маршрутах, на которых до настоящего времени существовали ограничения по количеству полетов (а это, прежде всего Краснодар, Новосибирск, Минеральные Воды, Мурманск, Хабаровск, Ростов-на-Дону, Екатеринбург), в летнем расписании «Аэрофлот» существенно увеличит количество своих рейсов. Так, в Краснодар вместо 21 рейса в неделю будет выполняться 34, в Екатеринбург – 21 против существующих 12, в Минеральные Воды – 7 вместо 5. Вероятно, считают эксперты, «массированный» выход крупнейшего российского перевозчика в эти регионы приведет к серьезной конкуренции с местными авиакомпаниями. Теоретически решить эту проблему «полюбовно» можно было бы с помощью создания альянсов или подписания код-шеринговых соглашений. Подобную практику, «Аэрофлот» успешно применяет со многими зарубежными перевозчиками. Однако, как пояснил Валерий Окулов, «с российскими авиаперевозчиками код-шеринговые отношения выстраиваются гораздо сложнее, чем с иностранными перевозчиками». Пока единственная авиакомпания-партнер из числа российских – это «дочка» «Аэрофлота», «Аэрофлот-Дон». «С остальными компаниями о картеле говорить не приходится, – подытожил г-н Окулов, – поэтому, конечно, мы будем с ними конкурировать».
Помимо «гибкой ценовой политики», решать вопрос конкуренции на некоторых направлениях «Аэрофлот», вероятно, будет еще одним традиционным для крупного перевозчика способом. Валерий Окулов подтвердил вчера, что компания ведет переговоры с рядом перевозчиков. «Объединение, укрупнение и слияние – это та работа, которую мы ведем, и мы надеемся получить успешные результаты уже в этом году», – сказал он. Из тех проектов, которые «уже стали публичными», Валерий Окулов назвал авиакомпанию «Самара» и «Архангельские авиалинии». Информация о переговорах «Аэрофлота» с самарской авиакомпанией относительно покупки контрольного пакета ее акций появилась в прессе еще две недели назад. Речь шла о том, что подконтрольное менеджменту «Самары» ООО «РАСИП-Партнер» консолидировало 25,09% акций самарской авиакомпании для продажи «Аэрофлоту». Кроме того, «Аэрофлот» собирается выкупить 46%-ный, и, по неофициальным источникам, лоббирует вопрос о включении этого пакета в дополнительный список предприятий, подлежащих приватизации в этом году. Правда, представители «Аэрофлота» долгое время отрицали возможность такой сделки, мотивируя это тем, что «в своей региональной политике «Аэрофлот» придерживается иных механизмов и схем, нежели поглощение-покупка». Если планы «Аэрофлота» относительно «Самары» осуществятся, у него может возникнуть серьезный конфликт интересов с авиакомпанией «КрасЭйр», которая собирается в сотрудничестве с «Самарой» создать в этом городе новый узловой центр. Как пояснили RBC daily в пресс-службе «КрасЭйр», «такое сотрудничество позволит минимум трижды в неделю обеспечить двусторонние авиасвязи 10 городов Тюменского Севера и Сибири». Впрочем, «не дремлют» и основные конкуренты «Аэрофлота» – практически все они также готовятся расширить географию своих полетов в летний период. «По сравнению с летом 2003 года в маршрутной сети появится более 25 новых направлений, а также будет увеличена частотность выполнения рейсов на многих из уже существующих направлений, а география полётов расширится на 20% – всего будет 58 пунктов, в том числе 23 зарубежных»», заявили RBC daily в пресс-службе «Сибири». «Мы увеличиваем частоту выполнения рейсов по ряду направлений, – рассказывают представители «КрасЭйр», – ежедневными стали рейсы из Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Благовещенска, Южно-Сахалинска, Иркутска, Братска, Норильска, Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара и Сочи». Однако, полагают аналитики, расширение маршрутной сети – не единственный фактор конкурентной борьбы. Выходя на региональные рынки и начиная позиционную борьбу, «Аэрофлот» на первых порах зачастую «приносит в жертву» саму доходность таких маршрутов. Ведь, несмотря на то что разрыв в доходах от перевозок пассажиров по международным и внутренним линиям в последнее время значительно сократился, полеты за рубеж по-прежнему являются более рентабельными. Преимущество «Аэрофлота», по мнению экспертов, заключается в его гораздо более развитой по сравнению с другими российскими перевозчиками международной сети маршрутов, за счет доходов с которой авиакомпания некоторое время сможет покрывать убытки от некоторых внутренних рейсов.
*