Поддельное искусство. В Лондоне открылась выставка фальшивых картин
Необычная выставка открылась в лондонском музее Виктории и Альберта. Все представленные на ней картины — подделки, любовно собранные британской полицией на протяжении последних лет. Пока экспозиция работает только для специалистов, однако уже в 2007 году ее планируют открыть для широкой публики, сообщает газета «Таймс».
Как пишет Лента. ру, на выставке представлены не только картины и объекты, которые выдавались за подлинные произведения искусства, но и оборудование и документы, с которыми работали фальсификаторы. Особый интерес у экспертов вызвали вещи, принадлежавшие одним из самых удачливых копиистов последних десятилетий — Джону Дрюи и Джону Майатту. Полиции удалось найти только 80 из созданных ими 200 подделок.
Заметим, что эта выставка не первая в своем роде. Нечто подобное уже имело место в Италии в 2001 году. Тогда в Венеции экспонировались подделки 86 произведений знаменитых мастеров авангарда (Карра, Де Кирико, Пикассо, Треккани, Гуиди и других), предназначавшиеся к продаже на общую сумму в $2 миллиона. Талантливых художников, научившихся ловко имитировать творческую манеру своих именитых предшественников, но в отличие от них пожелавших остаться безвестными, итальянская полиция разыскивала по всей стране.
Вообще, подделка произведений изобразительного искусства — дело довольно распространенное. Так, несколько лет назад с аукциона Sotheby»s за пару часов до начала торгов был снят «Пейзаж с ручьем» Ивана Шишкина. Эксперты предположили, что за Шишкина аукционеры выдавали слегка «подправленную» — с нее пропали изображения нескольких пейзан и овечки — работу голландского живописца Маринуса Куккука. Благодаря новоприобретенному авторству картина возросла в цене на 99% (с $65 тыс. до $1 млн.).
Другой скандал с уже знакомыми именами разразился в мае 2000 года, когда аукционные дома Sotheby»s и Christie»s неожиданно предложили своим потенциальным покупателям одну и ту же картину — «Вазу с цветами» Поля Гогена. Поскольку каждый дом был уверен в том, что выставляет оригинал, обе картины немедленно отвезли в Париж на экспертизу к лучшему знатоку творчества Гогена Сильвии Круссар. Шедевр, предлагаемый на аукционе Christie»s, оказался подделкой.
Не так давно настоящий культурный шок испытали минчане. Работа якобы кисти Марка Шагала ушла с аукциона за более чем 500 тысяч евро. Между тем, внучка художника — Мерет Мейер-Грабер — утверждает, что неизвестный покупатель приобрел безымянную картину отнюдь не кисти великого мастера. По ее словам, эта картина уже трижды проходила экспертизу в комитете Шагала, и трижды ее признавали подделкой.
Скандал случился и в Астраханской картинной галерее. «Восход» Айвазовского, стоимостью около 900 тысяч долларов, вернулся в галерею после 4 лет реставрации «слегка видоизмененным». Сотрудники музея констатировали подделку, а поиском подлинника немедленно озаботились правоохранительные органы.
Что касается Айвазовского, то к нему отношение в кругах коллекционеров особое. Известно, что сам художник числил за собой шесть тысяч работ, тогда как на сегодняшний день официально признаны подлинными 60 тысяч его картин.
Наиболее курьезной подделкой можно считать картину «Подсолнухи» Винсента Ван Гона. Картина знаменитого голландца, проданная почти за $40 млн на аукционе Christie»s, оказалась подделкой по результатам экспертизы итальянских искусствоведов. В своих выводах эксперты опирались на переписку Ван Гога с Гогеном и другими знакомыми.
Дело в том, что в период с 1888 по 1989 г. Ван Гог создал несколько вариантов этой картины (по последним данным, 10).Гоген несколько раз писал Ван Гогу, что ему очень нравятся его «Подсолнухи» и что он хотел бы созерцать их у себя в мастерской. Через какое-то время он уговорил мастера дать ему на время одну из картин якобы для наслаждения цветовой гаммой произведения. Вскоре картина была возвращена автору. Через год после смерти Ван Гога «всплыла» еще одна версия его «Подсолнухов», до этого никому не известная. Специалисты предположили, что исследованный ими вариант «Подсолнухов» сделал с оригинала Гоген.
По оценкам ряда экспертов, ситуация на рынке антиквариата сегодня такова, что более 40% представленных экспонатов составляют фальшивки, сообщает телеканал Си-эн-эн.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников
19:47 | 26/ 11/ 2006
*