В стремлении собрать все знания мира в своей базе данных компания Google выбрасывает на рынок интернет-услуг все новые проекты, которые впоследствии становятся объектом критики или даже предметом длительных судебных разбирательств. А информация о возможной связи Google с американскими спецслужбами достойна самого пристального внимания.

Поисковая машина пошла в разведку

   В стремлении собрать все знания мира в своей базе данных компания Google выбрасывает на рынок интернет-услуг все новые проекты, которые впоследствии становятся объектом критики или даже предметом длительных судебных разбирательств. А информация о возможной связи Google с американскими спецслужбами достойна самого пристального внимания.

   Из-за простоты использования, «бескорыстности» по отношению к пользователям и провозглашенной отцами-основателями компании «миссионерской» идеи организовать мировую информацию и сделать ее доступной и полезной Google для многих стала примером «чистой игры» в мире «бизнес-акул». Да и сама поисковая система уже настолько вошла в быт, что, кажется, Всемирная паутина была бы повержена в хаос, исчезни Google.

   А между тем, детищу двух в то время студентов Стэнфордского университета еще не исполнилось и 10 лет. Да и кому в голову могло прийти, что несколько компьютеров, гараж где-то посреди Силиконовой долины (а именно в гараже располагался первый мозговой центр будущего интернет-гиганта), несколько идей по усовершенствованию поиска информации (PageRank) и голый юношеский энтузиазм, подкрепленный 180 тыс. долларов, и составляют формулу бизнес-успеха.

   На сегодняшний день лидер среди поисковых машин, Google регулирует около 70% потока пользователей в Интернете и обрабатывает несколько десятков миллионов запросов ежедневно. Если совсем немного утрировать, то сегодня действует формула «Если вас не знает «Гугл» – значит, вас не существует». Оборот компании достиг в 2005 году около 6 млрд. долларов, и это при том, что число ее сотрудников составляет чуть менее 8 тыс. человек – это с большим отрывом рекордный показатель.

   Но не все так безоблачно, как может показаться. Постоянно расширяясь и заполняя своими услугами все новые и новые ниши интернет-пространства (а Google сегодня – это целый ряд интернет-услуг: новости, шопинг, академические исследования, карты местности, видео, e-mail, телефонные переговоры, чаты и т. д.), веб-корпорация часто становится объектом критики. Основными проблемами являются авторские права на информацию, включая музыку и видео, которые выдает поисковая система Google, и глобальная концентрация частной информации о пользователях.

   Так, над созданным в 2004 году проектом Google Book Search, позволяющим целенаправленно искать не отдельные ключевые слова, а целые книги, вот уже на протяжении двух лет висит угроза судебных разбирательств со стороны издательств и авторов, в частности: Америки, Германии и Франции.

   Чтобы сделать содержание книг доступным для пользователей, Google при содействии крупнейших библиотек, в первую очередь США, начал процесс массового сканирования их фондов, не позаботившись о согласии обладателей авторских прав на многие источники.

   И несмотря на то, что распечатать или скопировать найденные источники невозможно (по крайней мере, не прибегая к определенному хакерскому мастерству), а в книгах, защищенных авторскими правами, для общего пользования доступны только монография автора либо содержание, споры по поводу правомерности действий Google не утихают.

   Схожая ситуация складывается и вокруг Google Video: после того, как в октябре этого года компания приобрела акции крупнейшего видеопортала YouTube на сумму 1,65 млрд. долларов, СМИ в один голос заговорили о неизбежности новых исков против Google, теперь уже со стороны кинокомпаний. Да и само руководство компании, предвидя возможные последствия, активно занялось переговорами с представителями киноиндустрии. В то же время ими предусмотрительно были отложены 500 млн. долларов на тот случай, если дело все-таки дойдет до суда.

   Предлагающий услуги электронной почты сервер Google Mail (Gmail) отличается от своих конкурентов тем, что все отправленные и принятые сообщения хранятся и сортируются по тематическому принципу в одной огромной базе данных. Одна из функций электронного ящика вызвала бурю негодования среди поборников прав человека: «система» сканирует почту пользователя и размещает в его электронном ящике «релевантную» рекламу – то есть рекламу по теме, затрагивающей интересы владельца ящика. Хотя весь процесс автоматизирован, но отслеживание и анализ электронной почты фактически является нарушением тайны переписки и вторжением в частную сферу граждан.

   Не исключается и возможность передачи почты с определенными «ключевыми словами» третьим лицам, например, заботящимся о безопасности американских граждан, – то есть за те же доли секунды можно не только поискать ключевые слова в Интернете, но и в миллионах почтовых ящиков клиентов Gmail. Недаром слухи о сотрудничестве Google с ЦРУ не так давно просочились в прессу.

   Сам же Google очень трепетно относится к защите своей марки. Так, право на повсеместное употребление глагола «гуглить» (английское «to google» или немецкое «googeln») оспаривается юристами компании. Глагол, основательно вошедший в веб-жаргон, был даже зафиксирован в словарях различных языков (включая Oxford English Dictionnary и Duden) как понятие, означающее поиск информации в Интернете.

   Недавно крупнейшие редакции и издательства словарей по всему миру получили письменное обращение от имени компании с просьбой воздержаться от употребления произведенного от марки Google глагола, так как это может нанести ущерб ее имиджу. Альтернативно процесс поиска предлагается называть «to run a Google search».

   Разрабатывая и осуществляя все более амбициозные планы, Google, похоже, остается верен поставленной в самом начале цели: стать самым крупным в мире источником информации, доступной для каждого. На практике, правда, общедоступность и объективность остаются лишь утопическим желанием. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что сам Google цензирует результаты поиска своих доменов в соответствии с действующими в каждой конкретной стране законодательством и предписаниями правительства. Например, жители Китая не получают ссылок на многие сайты, вредные с точки зрения коммунистических идеологов.

   Постоянно возрастающая финансовая и информационная мощь Google заставляет многих задуматься о том, насколько в действительности велика власть компании, регулирующей в некоторых странах до 90% информационного интернет-потока. Ответить на этот вопрос одновременно означает разобраться в мотивах, которыми руководствуется веб-гигант.

   Преследует ли он все еще светлую цель предоставить каждому право получить необходимые сведения (что само по себе не всегда реально), либо благие намерения мутировали, превратившись в стремление завладеть главной «валютой» нашего времени – информацией и стать монополистом, предлагающим ее на интернет-рынке, а может, и не только.

Лена Громова


Наша справка

   Google – это самая популярная поисковая интернет-служба. Сервер за долю секунды выдает результаты поиска по заданной тематике. Сам термин заимствован из математики: Googol – это огромное число, единица со 100 нулями.

   Обычно поисковая машина работает довольно просто – все свободное время она обшаривает просторы Интернета – все возможные доступные сайты и странички и анализирует слова, найденные на них. Потом, когда у поисковой машины запрашивают информацию по тем или иным ключевым словам, она выдает список страниц, на которых искомые слова были ранее встречены.

   В 1995 г. двое аспирантов Стэнфордского университета Ларри Пейдж (Larry Page) и уроженец Москвы Сергей Брин (Sergey Brin) начали разработку собственной поисковой системы. Их первым ноу-хау стал механизм PageRank, позволяющий не только перечислять сайты, но и сортировать результаты поиска по значимости найденных сайтов. Главным критерием при этом являются количество и качество ссылок на них в Сети. То есть, чем больше на тот или иной сайт ссылаются другие страницы в Сети, тем выше его рейтинг и тем выше будет его положение в результатах поиска.

   Стартовым капиталом для основанной в сентябре 1998 года компании Google стали 180 тыс. долларов, большая часть которых была получена от Sun Microsystems. Штаб-квартира корпорации Google находится в Силиконовой долине, Менло-Парк, Калифорния. Ее офисы расположены в Северной Америке, Европе и Азии.

   Google имеет несколько весомых преимуществ перед своими конкурентами, например, Yahoo. Поисковая система Google располагает собственными поддоменами для большинства стран на более чем 100 языках мира. В базе данных Google содержится несколько миллиардов веб-страниц – это самая большая поисковая база в мире. Кроме того, неперегруженный рекламой, неброский внешний вид сайта увеличивает скорость поиска и облегчает работу с ним. К тому же Google ищет не только в гипертекстовых файлах (html), но и в файлах в формате PDF, DOC, PostScript, Corel WordPerfect и др. В августе 2004 года акции компании были выставлены на продажу на фондовом рынке. Разошлись почти 20 миллионов штук (сейчас их количество составляет 297 млн.) на общую сумму в 1,67 млрд. долларов. Менее чем за два года акции Google возросли в цене с 80 до почти 400 долларов, а основатели компании вошли в двадцатку самых богатых людей в США. Google имеет два главных источника дохода. Во-первых, он лицензирует свои базы данных и механизм поиска и продает лицензии на их использование. Во-вторых, Google размещает рекламу в результатах поиска, при этом проводя четкую границу между ними.

   Google получила множество наград, включая награду «Лучшая поисковая система в Интернете», приз за «Техническое совершенство» журнала PC и «Лучшая поисковая машина» журнала The Net.

N- 47/2006 27.11 — 03.12

"Русская Германия"

***