На территории Европейского союза начинается массовая замена водительских удостоверений. С 1 января 2007 года старые права там начнут обменивать на новые, в которых 12 водительских категорий вместо нынешних пяти. Такая же реформа ждет и Россию, но пока это всего лишь неопределенная перспектива. Новые европейские права будут единого стандарта для всех стран ЕС, при том что сейчас на европейской территории действует более 100 образцов различных водительских удостоверений.

«Известия» решили выяснить, смогут ли после реформы россияне ездить за границу с обычными российскими правами.

Новые «европейские» права будут представлять собой пластиковую карточку наподобие банковской, в которую будет впаян микрочип с информацией о водителе. Сегодня в EС существует свыше 100 образцов водительских документов, стандартизации которых давно добивается Еврокомиссия. На этой неделе комитет по транспорту и туризму Европарламента одобрил директиву об их введении на территории ЕС.

История с обменом прав в Европе началась еще в марте этого года, когда в Венскую конвенцию по безопасности дорожного движения внесли поправки, утверждающие новый стандарт водительских удостоверений и новую градацию водительских категорий. Когда в 1968 году принимали эту конвенцию, никто и подумать не мог, что пяти водительских категорий (от А до Е) не будет хватать для градации транспортных средств. Сегодня же в категорию «В» входит и «Ока» с двигателем 50 л.с., и 500-сильный Porsche. Кроме того, впаянный микрочип и современные методы защиты помогут обезопасить новые документы от подделки. Ведь в других странах права служат еще и основным удостоверением личности гражданина.

Россия тоже является членом Венской конвенции. «Сегодняшние российские права — как черно-белые картонные корочки, так и цветные пластиковые — полностью соответствуют Венской конвенции, с ними без проблем можно передвигаться практически по всему миру, — поясняет глава Коллегии защиты прав автомобилистов Виктор Травин. — На худой конец, есть международное водительское удостоверение — толстая книжица с цветным фото и переводом на все языки мира, получить которую в МРЭО ГИБДД может любой водитель». Получать права европейские россиянину необходимо, только если он живет там более полугода.

Тем не менее и Россия уже в следующем году может присоединиться к всеобщему обмену водительских удостоверений. Ведь в случае, если Европа введет крайний срок обмена старых прав на новые, российские водители окажутся «невыездными». После принятия поправок в конвенцию ГИБДД России обещало к октябрю разработать и представить в правительство свои предложения, каким образом менять и кому выдавать новые права, а также установить новые 12 градаций водительских категорий. Правительство, в свою очередь, должно внести изменения в свое постановление № 1396 от 15 декабря 1999 года «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений».

Как в четверг сообщили «Известиям» в ДОБДД МВД России, разработка этих предложений еще ведется, и появятся они в свет лишь в начале 2007 года. Как раз к тому времени, как 200 млн европейских водителей начнут менять свои старые права на новые.

Михаил Хмелев

16:38 24.11.06

ИЗВЕСТИЯ

*