«Волготанкер» самообанкротился
Как стало известно „Ъ“, сегодня самарская облпрокуратура направит в облсуд уголовное дело в отношении семи руководителей ОАО «Волготанкер», обвиняемых в мошенничестве, злоупотреблении полномочиями и легализации доходов. По данным следствия, своими действиями топ-менеджеры пароходства нанесли государству ущерб на сумму 998 млн рублей. При этом в прокуратуре не исключают, что руководство компании преднамеренно привело пароходство на грань банкротства.
«Волготанкер» дошел до суда без флота, команды и денег Фото: МИХАИЛА РАЗУВАЕВА |
Сегодня отдел по расследованию особо важных дел самарской облпрокуратуры намерен направить в суд уголовное дело в отношении руководства ОАО «Волготанкер». Как рассказали „Ъ“ в отделе облпрокуратуры, на сегодняшний день в деле фигурирует семь топ-менеджеров пароходства, которых обвиняют в мошенничестве (ст. 159 УК РФ), легализации доходов (ст. 174 УК РФ), злоупотреблении полномочиями (ст. 201 УК РФ). В отношении троих фигурантов – экс-председателя совета директоров предприятия Александра Александровича, исполнительного директора управляющей компании «Волготанкер-АМС» Андрея Азарова и главы датской компании Volgotanker Marine Services Ильи Канцнельсона (они находятся в международном розыске и Генпрокуратура добивается их экстрадиции из Великобритании) — дело выделено в отдельное производство. «Обвинения и сумма претензий для всех фигурантов одинаковы – они действовали в составе одной группы, просто каждый выполнял свою задачу», — пояснили „Ъ“ в отделе по расследованию особо важных дел облпрокуратуры, подчеркнув, что господа Александрович, Азаров и Канцельсон будут отданы под суд, как только будут задержаны и переданы российской стороне. Однако, когда это произойдет, в прокуратуре сказать не смогли. Пока же судить будут главбуха ОАО Любовь Базильскую, руководителя службы безопасности компании Евгения Артюхова, руководителя судоходной политики «Волготанкера» Юрия Исаичева, руководителя самарского филиала пароходства Владимира Корякова (в настоящее время — руководитель башкирского филиала ОАО). По мнению следователей, в результате незаконной деятельности топ-менеджеров пароходства государству был нанесен ущерб на общую сумму в 998 млн рублей.
Ъ «Волготанкер» – до недавнего времени один из крупнейших речных перевозчиков нефтепродуктов в России, флот которого насчитывает 353 судна. По итогам 2005 года компания получила 1 млрд 107 млн 510 тыс. рублей чистого убытка по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) против 6,5 млн рублей чистой прибыли годом ранее. В первом квартале 2006 года пароходство получило 158 млн рублей чистого убытка. С 1992 года компания официально зарегистрирована в Самаре. До 2000 года ею управляли структуры НК «ЮКОС».
Напомним, прокуратура возбудила уголовное дело против руководства ОАО «Волготанкер» 11 августа 2004 по факту незаконного возмещения НДС за 1999-2005 годы в сумме около 800 млн руб. Позже сумма претензий возросла с учетом процентов и вскрывшихся злоупотреблений топ-менеджеров пароходства. В конце февраля 2005 года облпрокуратура заочно предъявила обвинение в мошенничестве и легализации доходов Александру Александровичу, Андрею Азарову, Илье Канцнельсону, объявив их в международный розыск. Тогда же в связи с появлением в деле «агентурных сведений» (свидетельств сотрудников компании, имена которых не подлежали разглашению. – „Ъ“), материалы уголовного дела были засекречены. В связи с этим все судебные заседания по делу «Волготанкера» будут проходить в закрытом режиме. По словам высокопоставленного источника „Ъ“ в самарской облпрокуратуре, схема мошенничества руководства ОАО выглядела следующим образом. Пароходство передавало датской Volgotanker Marine Services (ее фактически контролировали владельцы «Волготанкера») и ряду других иностранных компаний в аренду суда для экспортных перевозок нефти и нефтепродуктов. «За экспортные перевозки предусмотрено возмещение НДС. Документы оформлялись таким образом, что перевозчиком якобы выступал «Волготанкер», хотя пароходство являлось всего лишь арендодателем судов для иностранных компаний», — пояснили в облпрокуратуре. В этом ведомстве полагают, что по закону «Волготанкер» должен был получать только прибыль от сдачи судов и команд в аренду. «Они же получили от государства в течение 1999-2004 годов возмещение НДС за экспортные перевозки на сумму 800 млн рублей», — подчеркнул собеседник „Ъ“. С конца весны 2006 года деятельность компании фактически заморожена: на счета, имущество «Волготанкера» наложен арест (общая стоимость находящегося в настоящее время под арестом имущества, включая суда, превышает 1,3 млрд рублей. — „Ъ“), количество работников ОАО сократилось с 10 тыс. до 2 тыс. человек. Некоторое время назад вице-президент ООО «Волготанкер АМС» Андрей Клейменов даже высказался за скорейшую национализацию пароходства, однако государство никак не отреагировало на это обращение. Тем временем представители оффшорных компаний, в чьих руках сосредоточено 76,34% акций ОАО, проигнорировали проведение двух годовых собраний акционеров пароходства, что дало повод специалистам Росимущества подозревать «Волготанкер» в предумышленном банкротстве. В прокуратуре также не исключают, что топ-менеджеры ОАО сознательно готовили пароходство к самоликвидации. «Мы арестовали флот, чтобы исключить продажу судов до погашения налоговых претензий со стороны государства, но мы не запрещали пароходству работать, перевозить грузы», — заявили „Ъ“ в облпрокуратуре. Собеседник „Ъ“ не исключил, что менеджеры компании, заявляя о прессинге со стороны прокуратуры и массовых увольнениях, «создавали политическую подоплеку под обычное уголовное дело». Вариантов развития событий с «Волготанкером» может быть два: один из кредиторов компании (основной кредитор – государство в лице налоговой службы. – „Ъ“) подает в арбитраж иск о признании пароходства банкротом, и в рамках процедуры банкротства все имущество «Волготанкера» выставляется на торги. Во втором случае, руководство компании может достигнуть договоренности с заинтересованными структурами о передаче контроля над компанией в обмен на погашение налоговой недоимки. По мнению экспертов, события будут развиваться по второму пути. Покупать пароходство по частям на торгах слишком дорого, поэтому «Волготанкер» могут передать компании, которая заплатит его долги. Вчера получить официальные комментарии в самарском пароходстве не удалось, но, как на условиях анонимности сообщил „Ъ“ один из собеседников в «Волготанкере», «никто из тех, кто был уполномочен комментировать происходящие события, уже в пароходстве не работает».
Павел Седаков, Евгения Николаева
САМАРА №220 от 24.11.2006, ПТ
***