Российские авто прекратят выпускать через 10 лет
Правительство пообещало снизить таможенные пошлины на ввоз иномарок после вступления России в ВТО, которое практически предрешено. Это станет ударом по автопромышленности: выстоят лишь сильнейшие заводы, которые уже собирают современные иностранные автомобили.
В начале недели наконец стало известно о том, что Россия и США договорились по всем принципиальным условиям двустороннего соглашения по доступу на рынки товаров и услуг в рамках переговоров о присоединении РФ к ВТО. Для некоторых промышленных отраслей это станет долгожданным событием, но только не для российского автопрома, которому придется выдержать серьезные испытания.
Как заявил министр экономики и торговли Герман Греф, условия поставок в Россию автомобилей будут существенно либерализованы. По договоренности с США Россия снизит пошлины на ввоз иностранных автомобилей с 25% до 15% в течение семи лет с момента присоединения к ВТО. Датой вступления России в ВТО будет фактическая дата ратификации Госдумой соглашения о вступлении России в организацию. Предполагается, что это произойдет уже в сентябре 2007 г.
Решение о снижении таможенных пошлин на ввоз новых иномарок напрямую ударит по российским автопроизводителям. Уже сейчас налицо потеря рынка отечественными заводами, а после вступления в ВТО эта тенденция может ускориться. “Российский рынок достаточно емкий, и члены ВТО непременно этим воспользуются, – комментирует аналитик ИК “Проспект” Дмитрий Кипа. – Сейчас в год в России продается порядка 700 тысяч легковых авто, и есть куда наращивать объемы”.
Впрочем, в определенной степени местные предприятия сами виноваты. О намерении вступить в ВТО стало известно не вчера: переговоры велись долгих 13 лет. Наиболее уязвимым сегодня остается главный производитель легковых автомобилей – АвтоВАЗ. К слову сказать, правительство до последнего оставляло поблажки старому руководству завода, давая ему возможность самостоятельно найти путь для дальнейшего развития. Но позже власти повели себя довольно непоследовательно – АвтоВАЗу вырвали “руки-ноги”, но вместо того чтобы приделать новые и крепко поставить на землю, бросили беспомощно барахтаться: мол, покажите, на что вы способны, учитесь плавать на глубине.
Депутаты еще весной просили правительство РФ рассмотреть вопрос о дополнительных мерах защиты российского автопрома методами таможенно-тарифного и технического регулирования с учетом возможного вступления России в ВТО. Они также призывали правительство разработать государственную программу создания прогрессивных автотранспортных технологий для автомобильной техники нового поколения. Но власти не откликнулись. Сегодня уже стало понятно, что на собственные технологии рассчитывать поздно. В то же время альтернативы никакой не озвучено. АвтоВАЗ балансирует подобно канатоходцу – публика, замерев дыхание, наблюдает за исходом “сальто-мортале”.
Хотя, по мнению аналитика инвестиционного банка “Траст” Евгения Шаго, массово выйти на европейский рынок российские автозаводы все равно не смогут. “Европейцы научились использовать другие механизмы, помимо ввозных пошлин, для защиты собственных интересов, – комментирует аналитик. – В частности, активное использование стандартов соответствия экологическим нормам будет закрывать путь в Европу для российских машин и после вступления в ВТО”.
Иностранцы, налаживающие производство автомобилей в России, имеют шансы приземлиться гораздо “мягче”. В отличие от россиян, они смогут экспортировать продукцию на европейский рынок в полном объеме, так как большинство собираемых и планируемых к сборке в России автомобилей соответствуют самым современным стандартам. Впрочем, для этого сборочные производства должны в полной мере использовать имеющиеся преимущества в виде дешевых энергоносителей и рабочей силы.
Время пока есть – в течение ближайших 4 лет никаких радикальных изменений не последует. Потребители от членства страны в ВТО лишь выиграют: ужесточение конкуренции на внутреннем рынке приведет к повышению качества товаров и услуг и к их удешевлению. Недорогие иномарки, по большей части азиатских автопроизводителей, приблизятся либо практически сравняются в цене с вазовскими машинами, считает Д. Кипа. По мнению эксперта, весьма вероятно снижение цен и на отечественные автомобили – хотя захотят ли их покупать россияне к тому времени, когда в полную мощность заработают новые иностранные автозаводы, это вопрос.
Предполагается, что после завершения семилетнего переходного периода в стране будет создан достаточно мощный промышленный комплекс, способный конкурировать в условиях открытых рынков. “Если в течение переходного периода в стране действительно будут сделаны серьезные капвложения иностранными автопроизводителями, то расчет правительства можно считать оправданным, – считает Е. Шаго. – Если строительство заводов Volkswagen и Toyota останется на уровне деклараций, через 7 лет российский автопром окажется примерно в таких же условиях, как сейчас гражданский авиапром”.
Елена Костякова
***