Выбор с отcрочкой. Госдума даст жильцам многоквартирных домов дополнительное время на поиск управляющих компаний
К передаче коммунального хозяйства и управления жилыми домами в частные руки не готовы ни россияне, ни исполнительная власть. Этот очевидный тезис сегодня должна подтвердить Госдума, рассмотрев сразу два альтернативных законопроекта, продляющих срок выбора жильцами многоквартирных домов своих управляющих компаний. В том, что окончательный выбор необходимо продлить за 1 января 2007 года, у депутатов сомнений, похоже, не возникает.
По сути, обсуждаться будет лишь длительность «отсрочки»: на год или на три. «Мы обсудим эти законопроекты и, думаю, один из них примем в первом чтении», — заявил вчера спикер нижней палаты Борис Грызлов. Поправки в Жилищный кодекс, по его словам, должны быть приняты в трех чтениях до конца декабря. «Мы видим реальную ситуацию, когда рынок управляющих компаний еще полностью не сформирован, пока нет должной конкуренции», — отметил г-н Грызлов.
Есть все основания полагать, что обсуждение и принятие поправок пройдут действительно быстро и единодушно. Два альтернативных варианта, о которых говорил г-н Грызлов, не единственные предложения, направленные на рассмотрение депутатов. Вчера первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк также заявил о предложении столичных властей отменить ограничение срока выбора управляющей компании по обслуживанию жилищно-коммунального хозяйства домов и придомовых территорий. «Люди должны иметь время, чтобы спокойно разобраться в новой ситуации и понять, что входит в обязанности товарищества собственников жилья, — сказал он. — Нельзя людей насильно загонять в ТСЖ. В первую очередь должна быть выстроена система гарантий по отношению к жителям со стороны управляющих кампаний».
Таким образом, сегодня две ветви власти уже начали соревнование за право считаться избавителем всех российских горожан от необходимости сделать в кратчайшие сроки нелегкий, а многим просто и непонятный выбор. Однако независимый депутат Госдумы Галина Хованская, автор еще одной аналогичной поправки, причем уже принятой в сентябре в первом чтении нижней палатой в составе пакета поправок к Жилищному кодексу, полагает, что главная причина, по которой выбор управляющей компании сейчас является преждевременным, — это неготовность властей. «Эта отсрочка не так нужна гражданам, как власти, — сказала она корреспонденту «Времени новостей». — Само по себе продление на год ничего не даст, потому что через год мы будем в той же ситуации, если власти не решат все проблемы».
Первый аргумент г-жи Хованской — старый и ветхий жилищный фонд, который нуждается в ремонте. «Такого фонда у нас 60%. Обязательства бюджетов всех уровней, начиная с федерального, так и не определены. На каких условиях будет компенсироваться не произведенный в течение 25—30 лет капитальный ремонт? В каком порядке пойдет это финансирование? Это должно определить правительство», — считает она.
Кроме того, важнейшим препятствием депутат Хованская считает то, что имущественный комплекс — дома и участки, которые муниципалитеты намереваются передавать в частные руки, — должным образом не оформлен. «Межевание проведено? Известен общий перечень имущества? Ничего не известно!» — заметила она, назвав проблему «очень ресурсоемкой по деньгам». Не определились муниципалитеты и с льготниками, разбираться с которыми управляющие компании по закону не обязаны. По словам депутата, только треть регионов ввела личные персонифицированные счета граждан, на которые зачисляются субсидии на оплату коммунальных услуг.
Но есть проблемы, которые должна решить законодательная власть. Например, ТСЖ сейчас обложены 24-процентным налогом на прибыль и НДС. «ТСЖ считается перепродавцом коммунальных услуг, отсюда и налоговый гнет, — заметила Галина Хованская. — То есть мы сами себе перепродаем — полное отсутствие здравого смысла!»
И наконец, передавать с 1 января управление банально некому. Только Москве, по данным депутата Хованской, необходимо несколько тысяч управляющих компаний, имеется же около пятисот. В этой ситуации люди могут попасть в лапы мошенников. «ДЕЗы, которые являются государственными унитарными предприятиями, создают, к примеру, ООО «ДЕЗ района «Тимирязевский», — привела она пример из своей депутатской практики. — Вы думаете, пенсионерка понимает, за кого она голосует? Она-то считает, что за ДЕЗ. Года два назад прошел второе чтение закон о саморегулировании таких организаций. Нет лицензирования такого вида деятельности, нет сертификации, нет аккредитации. У делового сообщества нет возможности создать, например, Ассоциацию управляющих компаний, которая будет за каждого своего участника отвечать, в том числе и финансово. Закон этот просто завис».
Ирина БЕЛАШЕВА
N°215
22 ноября 2006
***