Этичные стволовые клетки
Британские ученые намерены скрестить человека с коровой, китайские – с кроликом, американские – с мышью… Зачем?
Ирвинг Вайссман – профессор, директор Института стволовых клеток Стэнфордского медицинского колледжа.
На днях сотрудники Университета Ньюкасла под руководством доктора Лайла Армстронга обратились в британское Управление по делам искусственного оплодотворения и эмбриологии с просьбой выдать им лицензию на проведение удивительного, с точки зрения обывателя, эксперимента. Речь идет о получении гибридной формы эмбриона млекопитающего путем перенесения человеческой ДНК в коровью яйцеклетку, собственное ядро которой было удалено. Ничего необычного в этом нет, уверяют исследователи. О некоторых деталях этого проекта в эксклюзивном интервью «НГН» рассказывает один из ведущих генетиков мира, директор Института стволовых клеток Стэнфордского медицинского колледжа, профессор Ирвинг Вайссман.
– Господин Вайссман, кто же получится в результате эксперимента – человекобык?
– Если эксперимент будет одобрен всеми инстанциями, то полученные эмбрионы будут «с человеческим лицом» на 99,9%. Небольшие генетические отличия будут сохраняться за счет митохондрий – элементов цитоплазмы яйцеклетки, которые обладают собственным геномом. Образовавшиеся из гибридных яйцеклеток эмбрионы будут разрушены через шесть дней после начала деления, а полученные таким образом стволовые клетки, обладающие способностью дифференцироваться (превращаться) в любые ткани организма, станут ценным материалом для дальнейших исследований.
Мои коллеги полагают: открытие надежного и этически приемлемого источника стволовых клеток может привести к созданию принципиально новых методов лечения ряда тяжелейших заболеваний, таких, как рак или диабет, травм головного и спинного мозга, врожденных дефектов развития – например, пороков сердца, которые сейчас встречаются у 15% новорожденных младенцев.
– А чем закончились пару лет назад попытки создать гибридные формы человека и кролика?
– Смелые эксперименты моих китайских коллег тоже в свое время наделали много шуму. В 2003 году группа ученых из Второго Шанхайского мед-университета под руководством профессора биологии Хуэйчжень Шен сотворила более ста гибридных эмбрионов, соединив клетки человеческой кожи с яйцеклетками кроликов. Гибридам в течение нескольких дней позволили развиваться в лабораторных блюдцах, а потом уничтожили, чтобы получить из них эмбриональные стволовые клетки.
Деятели культуры и церкви тогда ополчились на исследователей, решив, что в результате непременно получится человек-кролик. Но это не могло стать ни целью, ни следствием эксперимента. Ведь задача ученых – получение устойчивых и эффективных форм стволовых клеток, способных решить насущные проблемы человечества, а вовсе не рождение химер. Известно, что скрещивание ДНК человека и животных дает в этом случае наиболее успешный результат. К тому же крайне маловероятно, что гибридный эмбрион способен стать жизнеспособным зародышем.
– Правда ли, что вы пытаетесь получить мышь с человеческим мозгом и свинью с кровью, как у людей?
– Эксперимент с участием свиней проводят мои коллеги из Великобритании. А в наших ближайших планах – исследования человеческих нейронов после их введения в мозг эмбриона грызуна. Непосредственно перед рождением эмбрион будет убит. В результате вскрытия мы надеемся узнать, сформировалась ли архитектура человеческого мозга. Если это произойдет, можно будет искать следы познавательных способностей, свойственных людям. С помощью такого исследования можно научиться излечивать тяжелейшие поражения мозга – такие, как болезнь Альцгеймера, злокачественные опухоли мозга, последствия черепно-мозговых травм.
Пока что наши грызуны не слишком продвинулись в «умственном» отношении: нам удалось создать мышей с мозгом, являющимся человеческим приблизительно на 1–2%. Впрочем, отражая нападки критиков, мы настаиваем на том, что мозг мыши никогда не сможет обрести человеческих умственных способностей ввиду слишком малого объема и простоты организации. Говорить о появлении у мыши самосознания, идентичного человеческому, просто нелепо.
Тем не менее в научной среде наш проект вызывает этические вопросы о допустимости смешивания животных и человеческих тканей в таком органе, как мозг, долгое время считавшемся вместилищем души и сознания человека. Не далее как вчера мне пришлось держать ответ перед многотысячной телеаудиторией на тему: «Готов ли мир к человекомыши?»
* * *
Мы попросили российского эксперта, старшего научного сотрудника Федерального научного клинико-экспериментального центра традиционной медицины МЗРФ, доктора биологических наук, профессора Александра Дуброва прокомментировать возможные перспективы создания гибридных организмов:
«Фантазия автора древнегреческого мифа наделила Химеру львиной головой, козьим туловищем и хвостом дракона. Получить такой гибридный организм генетики пока не берутся. Однако химер на клеточном уровне сегодня создают немало. Изолированную тканевую клетку какого-либо организма можно заставить жить на искусственной питательной среде. Размножающееся множество ее потомков называют клеточной культурой. Для получения химер культуральные клетки двух разных животных обрабатывают специальными вирусными препаратами, добиваясь слияния их ядер.
Одним из пионеров в такого рода исследованиях была наша страна. Еще в конце 70-х годов прошлого века об этом докладывали ученые на XIV Международном генетическом конгрессе в Москве. Венгерские исследователи рассказали о клетках-гибридах хомячка и курицы. Группа советских исследователей работала с тканями хомячка и лисицы. Несколько американских сообщений были посвящены гибридным клеткам человека и мыши.
Зачем же нужны химеры?
Прежде всего для точного картирования генов – определения их положения во вместилищах наследственной информации – хромосомах. Крайне важна такая информация для генетиков-онкологов, изучающих причины возникновения и механизм развития раковых опухолей. В конечном итоге ученых интересует, какие изменения генного набора вызывают злокачественное перерождение клетки. Изучение же противоборства здорового и опухолевого начал в гибридных клетках может подсказать пути борьбы с опасным недугом. Такие эксперименты сейчас возобновились в Институте биофизических исследований РАМН».
22.11.2006
Наталия Лескова
*